Решение от 05.04.2012 г. по иску прокурора Ипатовского района к Ипатовской АМР, отделу образования администрации Ипатовского МР о понуждении к совершению действий (в порядке статьи 45 ГПК РФ). Дело № 2-237/2012 г.



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 апреля 2012 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Дубровиной М.Е.,

с участием представителя истца помощника прокурора Ипатовского района Скорик А.А.,

представителя ответчиков Масюковой О.М.,

при секретаре Лацинник Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района о возложении обязанности на администрацию Ипатовского муниципального района, отдел образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию мест в детских дошкольных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Ипатовского района обратился в суд с иском к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района о возложении обязанности на ответчиков принять меры к открытию мест в детских дошкольных учреждениях, указав, что на территории Ипатовского района функционирует 25 дошкольных образовательных учреждений. Учредителем МКДОУ является администрация Ипатовского муниципального района и полномочия учредителя осуществляет отдел образования Ипатовского муниципального района.

Согласно полученным сведениям отдела образования администрации Ипатовского муниципального района, на регистрационном учете на получение места в ДОУ на *** год стояло *** детей в возрасте от *** до *** лет, на *** год–*** детей. Решением Ипатовского районного суда и кассационным определением от *** администрация Ипатовского муниципального района, отдел образования администрации Ипатовского муниципального района обязаны принять меры к открытию *** мест для детей в ДОУ Ипатовского района в срок до *** года.

Поскольку потребность в предоставлении дополнительных мест в ДОУ Ипатовского района растет, в настоящее время в списках на получение места в ДОУ стоит ***, во исполнение решения суда до *** года местами в детских ДОУ будет обеспечено *** детей. Таким образом, после исполнения решения суда от *** права *** детей будут нарушены.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования согласно п. 2 части 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Для реализации данных полномочий органы муниципальных районов в силу п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Согласно Устава Ипатовского муниципального района, на администрацию муниципального района возлагаются обязанности по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования в Ипатовском районе. Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда, учебы относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в Ипатовском районе является Совет Ипатовского муниципального района. Дефицит дошкольных образовательных учреждений существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ.

Просит обязать ответчиков принять меры к открытию до декабря 2013 года 148 мест в МДОУ (без учета 957 мест, которые должны быть открыты к указанному сроку во исполнение решения суда от ***).

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Скорик А.А. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчиков- Масюкова О.М. иск прокурора Ипатовского района не признала и просила суд в его удовлетворении отказать, пояснив, что первоочередной задачей районной администрации является обеспечение доступности дошкольного образования в течение ближайших трех лет. Районной администрацией принимались меры в период с *** года по *** год. С учетом высокой социальной значимости проблемы, дефицита мест в детских садах в течение *** года были открыты 3 дополнительные группы в МДОУ (группа в МДОУ д/с *** «Дюймовочка» ***, группа в МДОУ д/с *** «Ручеек» аула М. Барханчак, группа в МДОУ д/с *** «Теремок» ***) на *** мест. Для обеспечения общедоступности образования и повышения его качества Постановлением администрации Ипатовского муниципального района от *** *** «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сети ДОУ в Ипатовском муниципальном районе *** на *** годы» была принята ведомственная целевая программа «Развитие сети ДОУ в Ипатовском муниципальном районе СК на *** годы». В рамках мероприятий Программы в течение *** года были открыты 2 дополнительные группы в МДОУ д/с *** «Дюймовочка» *** на *** человек. С *** года в рамках мероприятий программы открыты 3 дополнительные группы (в МДОУ д/с *** «Сказка» ***, в МДОУ д/с *** «Дюймовочка» ***, в МДОУ д/с *** «Солнышко» ***) на *** человек. Всего в период с *** года по *** год открыто *** дополнительных мест. Это потребовало затрат на общую сумму *** тысяч рублей из муниципального бюджета. В течении *** года была проведена реконструкция детского сада по ***. Реконструкция данного объекта проведена в рамках «***вой целевой адресной инвестиционной программы на *** годы» и софинансирования из бюджета Ипатовского муниципального района. С *** года работает МК ДОУ д/с *** «Непоседа» в *** на *** человек, с *** года работает МК ДОУ д/с *** «Сказка» в ***, на *** ребенка. Ранее данное учреждение являлось ведомственным. С *** года планируется открыть 2 группы в МК ДОУ д/с *** «Ручеек» в ауле Малый Барханчак на *** мест, 1 группу в МК ДОУ д/с *** «Солнышко» в *** на *** мест, открытие группы кратковременного пребывания в *** в здании МКОУ СОШ *** *** на *** мест, провести реконструкцию части здании МКОУ СОШ *** в ауле Юсуп-Кулакский под группу детского сада на *** мест. В *** году будет открыто *** дополнительных места.

Несмотря на проведенную работу, проблема обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях ***, по прежнему остается социально значимой. В связи с этим, в *** году в бюджете Ипатовского муниципального района СК предусмотрено *** рублей на изготовление проектно-сметной документации на строительство детского сада-яслей на *** мест в ***. При наличии утвержденной с положительным заключением экспертизы, гарантированным финансированием за счет средств программы краевого уровня срок строительства будет соответствовать разработанному проекту организации строительства в соответствии с заключенным договором между заказчиком и подрядчиком. Бюджет Ипатовского муниципального района является дотационным, строительство детского сада за счет средств муниципального бюджета Ипатовского муниципального района не представляется возможным.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в Ипатовском районе имеется дефицит свободных мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях. На *** на регистрационном учете в отделе образования Ипатовского муниципального района состоит *** детей в возрасте от *** до *** лет.

Решением Ипатовского районного суда от *** исковые требования прокурора Ипатовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района о возложении обязанности на администрацию Ипатовского муниципального района, отдел образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию мест в детских дошкольных учреждениях, были удовлетворены в части, на ответчиков возложена обязанность принять меры к открытию *** мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях Ипатовского района в срок до *** года, в удовлетворении требований о возложении обязанности принять меры к открытию *** мест в детских дошкольных учреждениях, было отказано. Кассационным определения от *** решение Ипатовского районного суда от *** было оставлено без изменения в части удовлетворенных требований, в остальной части отменено, с вынесением нового решения о возложении обязанности на администрацию Ипатовского муниципального района, отдел образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию *** мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях Ипатовского района в срок до *** года, а всего *** мест.

Учредителем всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений является администрация Ипатовского муниципального района в лице отдела образования.

Суд считает, что в результате недостаточных действий администрации Ипатовского муниципального района и отдела образования администрации Ипатовского муниципального района нарушаются права 148 детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую, в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования, независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве, имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.03 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Медведев Д.А. уделил особое внимание вопросу о детских садах, о местах в детских садах, поручив следующее:

- во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения.

- поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов.

- для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, приходит к выводу о недостаточных действиях со стороны администрации Ипатовского муниципального района в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений.

Постановлением администрации Ипатовского муниципального района от *** года №476 была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на *** года», в которой определены задачи программы, а именно: расширение сети дошкольных образовательных учреждений: укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений района; развитие вариативных форм дошкольного образования в районе.

Однако, несмотря на принимаемые ответчиками меры, вопрос о местах в дошкольных образовательных учреждениях остается неразрешенным.

При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не принимается судом в качестве довода, оправдывающего сложившуюся ситуацию, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе, финансовых, Бюджетный кодекс РФ предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от *** N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Суд находит исковые требования прокурора Ипатовского района подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ипатовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района, отделу образования администрации Ипатовского муниципального района о возложении обязанности принять меры к открытию мест в детских дошкольных учреждениях, удовлетворить.

Обязать администрацию Ипатовского муниципального района, отдел образования администрации Ипатовского муниципального района принять меры к открытию *** мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях Ипатовского района (без учета *** мест, которые должны быть открыты к указанному сроку во исполнение решения суда от ***) в срок до *** года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца.

Судья