Решение от 15.10.2012 г. по иску Барнаш О.В. к администрации МО г.Ипатово о признании незаконным отказа в постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (2-726/2012).



Р Е Ш Е Н И Е дело №2-726

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2012 года город Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.П., при секретаре Пихуровой А.А., с участием:

представителя истца- Барнаш Надежды Ивановны,

представителя ответчика-Ходаревой Нины Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаш Ольги Васильевны к администрации муниципального образования г. Ипатово о признании незаконным отказа в постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об обязывании в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Барнаш Н.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Ипатово о признании незаконным отказа в постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об обязывании в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска она сослалась на то, что она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее сыну ФИО5 Ранее правом на получение жилья как ветеран Великой Отечественной войны и как вдова ветерана ВОВ не пользовалась. По ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования г. Ипатово ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что площадь жилого помещения, в котором она проживает, составляет более учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Просит суд признать отказ незаконным и обязать ответчика поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца Барнаш Н.И. исковые требования Барнаш О.В. поддержала, просила признать незаконным отказ в постановке Барнаш О.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании ответчика поставить Барнаш О.В. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По существу заявленных требований представитель истца пояснила, что Барнаш О.В. является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Проживает она в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее сыну ФИО5 Данный жилой дом был подарен ФИО5 его отцом, мужем истицы ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ. В данном жилом доме кроме самой истицы зарегистрированы 4 человека- члены семьи собственника, проживает фактически 6 человек: сама истица, сын собственника с женой, дочь собственника с мужем, внучка. Дом состоит из 4 комнат, комнаты не изолированные, истица проживает в проходной комнате. В доме имеется водопровод, ванна, газовое отопление. Канализация, кухня, санузел в доме отсутствуют. Кухня и туалет находятся во дворе домовладения. У Барнаш О.В. больные ноги и она неоднократно падала с порога дома по пути в туалет или кухню. Считает, что срок обращения в суд с данным исковым заявлением истицей не нарушен, так как после отказа ответчика в удовлетворении ее заявления о постановке на учет, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о защите ее прав как ветерана Великой Отечественной войны в прокуратуру <адрес>. Она, как представитель Барнаш О.В. была на приеме в помощника прокурора ФИО9, которой было отписано заявление Барнаш О.В. и та заверила ее, что обратиться в суд с иском в интересах Барнаш О.В., но до момента обращения с иском в суд ответа из прокуратуры района так и не получила. Более того, ей было сказано, что ее заявление и все документы были направлены администрацией г. Ипатово в прокуратуру района, назад не возвращены и в прокуратуре утеряны.

Представитель ответчика - Ходарева Н.В. в судебное заседание просила в удовлетворении исковых требований Барнаш О.В. отказать, в том числе и в связи с пропуском срока обращения с данным иском в суд. По существу заявленных требований пояснила, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий происходит на основании данных с места жительства. Барнаш О.В. зарегистрирована по месту жительства в домовладении, принадлежащем на праве собственности ее сыну. Общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м., жилая-*** кв.м. В доме зарегистрированы 4 человек, в том числе и Барнаш О.В.. Отказ в постановке на учет был вызван тем обстоятельством, что обеспеченность истицы жилой площадью не позволяет ей быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Свидетель ФИО5 пояснила, что Барнаш О.В. <данные изъяты> Она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Мать проживает в домовладении, принадлежащем ему на праве собственности, находящемся в <адрес>. Данный дом был подарен ему отцом в ДД.ММ.ГГГГ. В жилом доме кроме истицы зарегистрированы три человека, а проживают фактически 6 человек: истица, его сын с женой, дочь с мужем и внучка. Его жилой дом состоит из четырех жилых не изолированных комнат. В доме есть ванна, канализации нет, туалет и летняя нежилая кухня находятся во дворе домовладения. Барнаш проживает в проходной комнате. В настоящее время жилой дом по <адрес> им практически продан в виду сложившихся семейных обстоятельств. Забрать истицу для проживание в дом, где они проживают с супругой, он не может, так как они намерены продать и его в связи с переездом на другое место жительства. Большую часть вещей своих вещей и вещей детей, проживающих в доме, они вывезли, так как им необходимо освободить домовладение для покупателя.

Свидетель ФИО10 пояснила, что она в составе комиссии выезжала по месту жительства Барнаш О.В. для проверки ее жилищных условий, о чем составили акт. В ходе проверки ими было установлено, что Барнаш О.В. проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее сыну ФИО5. Для проживания Барнаш О.В. предоставлена одна комната, смежная с другими комнатами. В доме из удобств имеется только ванная. Для приема пищи необходимо пройти в летнюю кухню, которая находится во дворе домовладения. Туалет находится во дворе домовладения, причем на довольно большом расстоянии от жилого дома. Со слов собственника дома кроме его матери, в доме проживают его сын с женой, дочь с мужем и дочерью. На момент осмотра никого, кроме Барнаш О.В. в доме не было. Как им пояснили, остальные члены семьи работают в <адрес> и приезжают на выходные. В доме они видели вещи, явно принадлежащие не Барнаш О.В., например женскую обувь на высоком каблуке. Барнаш О.В. передвигается по дому с помощью палочки, когда выходит на улицу, пользуется двумя палками.

Выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Барнаш О.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах".

Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005 г. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

Впоследствии в результате изменений внесенных в ФЗ «О Ветеранах», рядом Федеральных законом статья 15 Закона установила, что участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)

Кроме того, в Федеральном Законе №79-ФЗ обозначено, что изменения Закона распространяются на отношения, возникшие до 01.01.2010 года.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данного Указа Президента Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.".

Судом установлено, согласно удостоверения серии *** выданного Ипатовским управлением труда и <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Барнаш О.В., является ветераном вдовой ветерана и инвалида Великой Отечественной войны.

До ДД.ММ.ГГГГ Барнаш О.В. проживала с супругом в домовладении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее супругу ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ данное домовладение, согласно договору дарения, было подарено ФИО8ФИО5.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, супруг истицы, умер. Истица осталась проживать в домовладении по <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее сыну ФИО5 на правах нанимателя жилого помещения.

Согласно акту проверки жилищных условий истицы от ДД.ММ.ГГГГ и домовой книги, в указанном жилом доме, помимо Барнаш О.В., также зарегистрированы: ФИО5- собственник жилого помещения; ФИО5- сын собственника, ФИО11- дочь супруги собственника, ФИО12- внучка (всего 6 человек). Кроме того, в домовладении проживают: ФИО13- жена сына собственника, ФИО14- муж дочери супруги собственника.

Как видно из технического паспорта, общая площадь указного жилого дома составляет *** кв.м., жилая площадь *** кв.м. Дом состоит из четырех комнат, две из которых являются смежными, в доме есть индивидуальное газовое отопление, водоснабжение, ванная, канализации в доме нет. В техническом паспорте указано наличие в доме кухни, но как установлено в судебном заседании как таковой ее в доме нет. На территории домовладения имеется летняя кухня, туалет находится во дворе домовладения, то есть удобств в доме, кроме ванной, в которой отсутствует канализация, не имеется.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 ЖК РФ и является исчерпывающим.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N166 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, нормы площади жилого помещения постановки на учет (учетная норма) установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 квадратных метров на одного человека.

Барнаш О.В. обратилась к Главе администрации муниципального образования г. Ипатово с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории вдова участника, инвалида Великой Отечественной войны.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что общая площадь жилого помещения, в котором она проживает, принадлежащего ее сыну, составляет *** кв.м., жилая площадь *** кв.м., что составляет больше учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Суд не может признать законным отказ ответчика в постановке Барнаш О.В. на учет в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий по указанным основаниям.

Как установлено в судебном заседании в пользование Барнаш О.В. собственником жилого дома выделена одна не изолированная (проходная) жилая комната. Следовательно, своей, изолированной комнаты Барнаш О.В. не имеет, собственницей жилого помещения она не является и права определения порядка пользования жилыми комнатами жилого дома у нее нет. В жилом помещении, где проживает Барнаш О.В. отсутствует, помещение для приема пищи, которое находится в помещении летней кухни, расположенной во дворе домовладения, что с учетом возраста Барнаш О.В., ее состояния здоровья (страдает гипертонической болезнью, хронический тромбофлебит), вызывает особые трудности. Санузла в доме нет, дворовый туалет находится во дворе домовладения на расстоянии от жилого дома не менее 25 метров.

Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Согласно п. 25 вышеуказанного постановления Пленума, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В связи с вышеизложенным доводы, представителя ответчика, администрации муниципального образования г. Ипатово о том, что при отказе Барнаш О.В. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она руководствовалась нормами Федерального Закона и жилищного законодательства, несостоятельны.

При принятии решения об отказе Барнаш О.В. в постановке на учет, администрацией не приняты во внимание те обстоятельства, что жилая площадь, приходящаяся на одного члена семьи собственника жилого помещения ФИО5, не значительно превышает площадь учетной нормы, Барнаш О.В. является лицом преклонного возраста, передвигается с помощью палок, отдельной изолированной жилой комнаты не имеет, вынуждена жить в проходной комнате, в помещении где отсутствуют кухня, туалет.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Частью 1 статьи 256 ГПК РФ предусмотрен трехмесячный срок обращения граждан в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что извещение об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет отправлено Барнаш О.В. ДД.ММ.ГГГГ исх. ***. Уведомление о получении извещения Барнаш О.В. ответчиком суду не предоставлено.

ДД.ММ.ГГГГ Барнаш О.В. обратилась к прокурору Ипатовского района с заявлением о защите ее прав как ветерана Великой Отечественной войны. Указанное заявление Барнаш О.В. прокуратурой района до настоящего времени не разрешено.

Как пояснила в судебном заседании представитель истицы Барнаш О.В. истица в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья не могла сама лично обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения администрации муниципального образования г. Ипатово, в связи с чем, обратилась к прокурору Ипатовского района с заявлением о защите ее прав.

В связи с изложенным, суд находит уважительной причину пропуска срока обращения Барнаш О.В. в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования г. Ипатово о постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а пропущенный срок подлежащим восстановлению.

Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Барнаш О.В. к администрации муниципального образования г. Ипатово о признании незаконным отказа в постановке на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и об обязывании в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Барнаш Ольги Васильевны удовлетворить.

Признать отказ администрации муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края Барнаш Ольге Васильевне, вдове ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района, Ставропольского края поставить Барнаш Ольгу Васильевну, вдову ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со дня принятия решения об отказе в постановке на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 19 октября 2012 года.

Судья: подпись

Копия верна: Судья-