Р Е Ш Е Н И Е дело №2-739 город Ипатово 11 октября 2012 года Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.П., при секретаре Пихуровой А.А., с участием: представителя истца- помощника прокурора Ипатовского района Скорик А.А., представителя ответчика-Кочергиной И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района к администрации муниципального образования села Большая Джалга о признании незаконным бездействия администрации в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ипатовского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования села Большая Джалга Ипатовского района, в котором просит признать незаконным бездействие администрации в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, обязать администрацию устранить нарушения законодательства путем создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска прокурор ссылается на результаты совместной проверки прокуратуры района и Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (Ипатовский участок <адрес>) (далее ГИМС МЧС РФ по СК) проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой при обследовании территории муниципального образования с. Большая Джалга Ипатовского района, выявлено отсутствие на указанной территории мест массового отдыха граждан на водных объектах, оборудованных в соответствии с требованиями нормативных документов. По утверждению прокурора, согласно информации, предоставленной ГИМС МЧС РФ по СК на территории муниципального образования с. Большая Джалга традиционным местом массового отдыха граждан у воды, в частности, являются пруды <адрес> В этой связи прокурор считал, что имеются основания для применения положений ст. 132 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.2, ч.2 и 3 ст. 6, ст. ст. 25 Водного закона Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ), В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Ипатовского района Скорик А.А. требования жалобы поддержала, просила удовлетворить ее в полном объеме и пояснила, что в результате бездействия администрации муниципального образования села Большая Джалга в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, население села Большая Джалга вынуждено посещать водные объекты в не отведенных для этого местах, что влечет угрозу причинения вреда их жизни и здоровью. В связи с этим нарушаются права граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования. Представитель ответчика Кочергина И.И. требования иска прокурора признала в части. Считает, что требование иска об устранении нарушений действующего законодательства регулирующего порядок организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в срок до ДД.ММ.ГГГГ является нереальным, так как в указанные сроки устранить указанные нарушения не представляется возможным в виду отсутствия надлежащего финансирования. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля <данные изъяты> инспектор ГИМС МЧС РФ по СК ФИО6 пояснил, что в ходе проведения совместно проверки с прокуратурой Ипатовского района муниципального образования села Большая Джалга на предмет исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности на водных объектах, расположенных на территории поселения, были выявлены нарушения, касающиеся обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах. Администрацией МО с. Большая Джалга правовые акты по отведению, обустройству мест массового отдыха населения на водных объектах не принимались, в связи с чем, места купания не определялись, аншлаги по запрещению купания в не отведенных местах на водных объектах, находящихся в границах поселения, не выставлены. Береговая полоса водных объектов, которые являются основными местами массового отдыха населения- пруды <адрес> засорена бытовым мусором. Суд, выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно со <данные изъяты> инспектором ГИМС МЧС РФ по СК ФИО6 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего вопросы организации обустройства мест массового отдыха населения, и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах. В результате проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования с. Большая Джалга правовые акты по отведению, обустройству мест массового отдыха населения на водных объектах не принимались, в связи с чем, места купания не определялись, аншлаги по запрещению купания в не отведенных местах на водных объектах, находящихся в границах поселения, не выставлены. Береговая полоса водных объектов, которые являются основными местами массового отдыха населения- пруды <адрес> засорена бытовым мусором. Санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов, расположенных на территории муниципального образования, должностными лицами администрации МО не получено. Согласно информации Кубанского бассейнового водного управления отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю, водные объекты- пруды <адрес> расположенные на водотоке реки Большая Джалга, отнесены к федеральной собственности. Между тем, согласно п. п. 15, 24 и 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в числе прочего относятся создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья При этом, в силу статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований. Пунктом 3 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ставропольском крае, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края №98-п от 26 июня 2006 года ( в редакции постановления правительства СК от 10.11.2008 №172-п) определено, что использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления), на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование в случаях, установленных федеральным законодательством. Согласно пункту 17 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ, не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. Кроме того, п. 1.3 указанных Правил установлено, что места для купания, массового отдыха устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством. При этом на основании пункта 5 указанных Правил, на водных объектах общего пользования могут быть запрещены купание, использование маломерных судов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, с обязательным оповещением о них населения органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, аншлагов, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, или иными способами доведения информации. Водопользователи, осуществляющие пользование водным объектом или его участком в рекреационных целях, несут ответственность за безопасность людей на предоставленных им для этих целей водных объектах или их участках. (пункт8 Правил) В судебном заседании установлено, что на территории МО с.Большая Джалга местом массового купания с наибольшей численностью отдыхающих на территории муниципального образования является пруд <адрес>, за ним следуют пруды <адрес>» Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. В соответствии с ч. 8 ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах. Согласно п. 4 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ставропольском крае, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2006 N98-п, проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии с п. 17 4.1 ст. 7 Устава муниципального образования села Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Вместе с тем, администрацией муниципального образования с. Большая Джалга не принимаются меры, направленные на обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории поселения. Так, согласно информации *** от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей из администрации муниципального образования с. Большая Джалга, установлено, что условия для массового отдыха жителей поселения на водных объектах, расположенных на территории муниципального образования с. Большая Джалга, не созданы, места массового отдыха населения на водных объектах не обустроены. Главой муниципального образования с. Большая Джалга вынесено Постановление *** от ДД.ММ.ГГГГ «О запрете купания и безопасности людей на водоемах, расположенных на территории муниципального образования села Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края», на основании которого запрещено купание на водоемах, расположенных на территории муниципального образования с. Большая Джалга в ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для запрета купания явилось отсутствие плавательных и спасательных средств на водоемах, отсутствие финансов в бюджете муниципального образования на содержание ответственного лица на водоемах в купальный период. Санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов, расположенных на территории муниципального образования с. Большая Джалга, должностными лицами администрации муниципального образования с. Большая Джалга не получено. Вместе с тем, в соответствии с п. 2.20 СанПиН 2.4.4.1204-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения. Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 N20 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03» разрешение на использование водного объекта в целях купания допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения. Согласно п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденных МЧС РФ, участки водных объектов для массового отдыха, купания и занятия спортом (далее по тексту - зоны рекреации) устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного санитарно- эпидемиологического надзора, охраны природы, Государственной инспекции по маломерным судам; на судоходных и лесосплавных путях водных объектов также с органами, регулирующими судоходство и лесосплав. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за состоянием зоны рекреации водного объекта и представляют в органы местного самоуправления данные о соответствии зоны рекреации водного объекта санитарно-гигиеническим нормам и правилам перед началом и в период купального сезона. В судебном заседании достоверно установлено, что администрацией муниципального образования с. Большая Джалга не созданы условия для массового отдыха жителей поселения, не организовано обустройство мест для отдыха согласно Правилам охраны жизни людей на водных объектах в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2006 N98-п, в связи с чем население с. Большая Джалга вынуждено посещать водные объекты в не отведенных для этого местах, что влечет угрозу причинения вреда их жизни и здоровью. В связи с этим, нарушаются права граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования. Таким образом, на основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Ипатовского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с. Большая Джалга Ипатовского района в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, обязании администрации устранить нарушения законодательства путем создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством в полном объеме. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает, необходимым, с учетом начала купального сезона в 2013 году установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ипатовского района Сергушина М.Д. удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования с. Большая Джалга в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах. Обязать администрацию муниципального образования с. Большая Джалга устранить нарушения законодательства путем создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение одного месяца. Судья: подпись Копия верна: Судья-