дело *** РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 октября 2012 года г. Ипатово Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.П., при секретаре Пихуровой А.А., с участием: истицы- Татусь Галины Николаевны, представителя ответчика - специалиста-эксперта Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Ольховской Галины Александровны, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татусь Галины Николаевны к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Татусь Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> (далее ГУ УПФ по <адрес> о назначении пенсии, в котором просит признать незаконным решение ответчика *** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173- ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ», обязании ответчика включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, спорные периоды работы как по первому, так и по второму вариантам и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по <адрес> СК, то есть с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании Татусь Г.Н. свои исковые требования изменила, просила обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, спорный период работы по первому варианту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она занимается педагогической деятельностью, о чём имеются записи в моей трудовой книжке. Стаж её педагогической работы составляет более 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление в ГУ УПФ РФ по <адрес> СК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЭ (ред. от 27.12.2009г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ответчик, изучив ее документы, установил, что стаж ее работы, дающий право на пенсию по первому варианту составил *** год *** месяцев *** дней и вынес решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии. Из подсчета педагогического стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении *** <адрес> так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ***. Считает незаконным отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии и просит суд удовлетворить ее исковое заявление. Представитель ответчика - специалист-эксперт Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Ольховская Г.А. исковые требования Татусь Г.Н. не признала, просила отказать в их удовлетворении и пояснила, что при определении права истицы на досрочное пенсионное обеспечение Управлением были применены два варианта подсчета стажа. По первому варианту применялось действующее Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781. По второму варианту применялось Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П., согласно которому, при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие до 31.12.2001. По первому варианту педагогический стаж истца составил *** год *** месяцев *** дней. Из специального стажа был исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности <данные изъяты> Данный период был исключен Управлением в связи с тем, что наименование учреждения «дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено Списком, утвержденным Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781, не было предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Свидетели ФИО7 и ФИО8 подтвердили обстоятельства изложенные истицей и показали, что работают вместе с Татусь в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> Наименование детского сада несколько раз менялось, но это никак не отражалось на их функциональных обязанностях. Как они, так и истица осуществляли воспитание, обучение, присмотр и уход детей, то есть занимались педагогической деятельностью. Выслушав истицу, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Татусь Г.Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан. Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Пенсионного фонда за назначением ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Как следует из решения ГУ-УПФРФ по <адрес>и от ДД.ММ.ГГГГ ***, в назначении пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Согласно подсчету комиссии, педагогический стаж истицы по первому, обжалуемому, варианту на момент обращения ее в Пенсионный фонд составил *** год *** месяцев *** дней. Из подсчета педагогического стажа истицы исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности <данные изъяты> в муниципальном дошкольном образовательном учреждении *** <адрес> по тем основаниям, что наименование учреждения «дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено Списком, утвержденным Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781 и не было предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста назначается досрочная трудовая пенсия по старости. Как следует из материалов дела и установлено судом, Татусь Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей. Согласно записям в трудовой книжке истица ДД.ММ.ГГГГ назначена в порядке перевода <данные изъяты> (приказ *** параграф 1 от ДД.ММ.ГГГГ). На основании приказа *** по Ипатовскому отделу образования от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1995 года ясли сад №*** переименован в дошкольное образовательное учреждение детский сад №*** Истица за спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности <данные изъяты> *** <адрес> выполняла полную педагогическую нагрузку за ставку заработной платы, в учебных отпусках, отпусках по уходу за детьми, отпусках без сохранения заработной платы не находилась. Довод ответчика о том, что в указанный период истица работала в должности воспитателя в учреждении, не предусмотренном Списками от 29 октября 2002 № 781, от 06.09.1991 № 463, является несостоятельным. В силу п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Списком профессий и должностей, утвержденным вышеуказанным Постановлением в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли). Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, в разделе "Наименование учреждений" содержатся дошкольные образовательные учреждения, в том числе детский сад и центр развития ребенка - детский сад. Из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. N 677, следует, что дошкольные образовательные учреждения - это учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, в соответствии с которой они делятся на виды, к одному из которых относится центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников (п. п. 3, 5). Право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 20.10.2005 г. N 392-О, от 18.04.2006 г. N 83-О, от 21.12.2006 г. N 584-О, от 19.06.2007 г. N 436-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическим нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из Устава МДОУ *** <адрес> зарегистрированного в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что детский сад является дошкольным учреждением общеразвивающего типа; ставит своей целью: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; развития эстетического и музыкального слуха; диагностику и развитие творческих способностей детей старшего возраста, обучения детей иностранному языку; оказания психологической помощи родителям в воспитании детей, осуществляет деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ, настоящим Уставом и Родительским договором. Таким образом, суд приходит к выводу, что переименование учреждения, в котором с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет педагогическую деятельность в должности <данные изъяты> истица Татусь Г.Н., не повлекли ни изменения статуса учреждения, ни основного вида его деятельности. В оспариваемый период МДОУ *** <адрес> по своему статусу являлся дошкольным образовательным учреждением для детей, осуществлявшим образовательную деятельность и реализующим общеобразовательные программы дошкольного образования. Согласно положению пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией права на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" (ст. 19 ФЗ). Исходя из вышеизложенных обстоятельств дела, а также норм материального права, суд, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами и собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, период работы Татусь Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении *** <адрес> подлежит включению в специальный трудовой стаж, который с учетом спорного периода истицы составляет 25 лет, следовательно, трудовая пенсия подлежит назначению с даты обращения в пенсионный орган, то есть сДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Татусь Галины Николаевны удовлетворить. Признать незаконным решение *** от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения- Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> об отказе Татусь Галине Николаевне в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по первому варианту. Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> включить Татусь Галине Николаевне в стаж работы, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости спорный период работы по первому варианту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности <данные изъяты> Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить Татусь Галине Николаевне досрочную трудовую пенсию со дня со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через районный суд в течение одного месяца. Судья: подпись Копия верна: Судья -