о возложении на муниципалитет обязанности по ликвид стих. свалок



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2010 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю.,

с участием прокурора Чуракова Д.Б.,

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Оськинское сельское поселение о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, возложении обязанности организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок; к Администрации муниципального образования «Инзенский район»  о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Оськинское сельское поселение,

У С Т А Н О В И Л А :

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Оськинское сельское поселение о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, возложении обязанности организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок; к Администрации муниципального образования «Инзенский район»  о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Оськинское сельское поселение.

В обоснование иска указал, что проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории Муниципального образования природоохранного законодательства на территории муниципального образования Оськинское сельское поселение выявлены нарушения.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования Оськинское сельское поселение относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

Неисполнение данных требований законодательства ведет нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В нарушение указанных требований закона администрацией муниципального образования Оськинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован (периодичность от 1 раза в месяц в  с. Оськино и  до 2 раз в год в с. Панциревка). В домовладениях и на территории поселения места сбора отходов и контейнеры не установлены.

В результате указанных нарушений на территории с.Оськино и в прилегающем лесном фонде стихийно образовалось 2  несанкционированных свалки, а на территории с Панциревка  - 1 свалка.

Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, организация утилизации отходов возложена законом па муниципальное образование «Инзенский район».

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО Оськинское сельское поселение на благоприятную окружающую среду, а также лиц временно находящихся на указанной территории.

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит суд в силу изложенного признать незаконным бездействие Администрации МО Оськинское сельское поселение по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения; обязать Администрацию МО Оськинское сельское поселение организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории двух несанкционированных свалок на территории с. Оськино и 1 свалки на территории с. Панциревка; обязать Администрацию МО «Инзенский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории МО Оськинское сельское поселение.

В судебном заседании прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Чураков Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что на день рассмотрения дела в суде свалки не устранены, вывезена лишь часть мусора со свалок в с. Оськино. При этом дополнил, что в полномочия Оськинского сельского поселения не входит утилизация твердых бытовых отходов и мусора. В соответствии с действующим законодательством данное полномочие отнесено к компетенции муниципального района, то есть МО «Инзенский район». Между тем, нарушая действующее природоохранное законодательство, Администрация муниципального образования Оськинское сельское поселение пытается самостоятельно уничтожать ТБО и мусор, сжигая или закапывая его. Не оспаривая того обстоятельства, что в целом на территории МО «Инзенский район» ответчиком организована утилизация ТБО и мусора, путем организации полигона, ямы Беккари, просит возложить на Администрацию МО «Инзенский район» обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с несанкционированных свалок на территории муниципального образования Оськинское сельское поселение. Ссылку ответчика на то, что полномочия в данной области были переданы в соответствии с решением Совета депутатов МО «Инзенский район» и договором муниципальному образованию Инзенское городское поселение, считает несостоятельной, поскольку в договоре указано, что МО Инзенское городское поселение организует утилизацию ТБО и мусора в г. Инза. Ни в решении, ни в договоре не разрешен вопрос об организации утилизации отходов на территории сельских муниципальных образований, в том числе Оськинского сельского поселения. Кроме того, вопреки требованиям Бюджетного Кодекса РФ, МО «Инзенский район», передавая эти полномочия МО Инзенское городское поселение, не решило вопрос финансирования полномочий. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования Оськинское сельское поселение Гусева Г.А., участвующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, пояснив, что на территории сел Оськино и Панциревка действительно имеются несанкционированные свалки. В настоящее время Администрацией муниципального образования предпринимаются меры по ликвидации свалок, то есть сбору и вывозу мусора на полигон ТБО в г. Инза, о чем заключены соответствующие договоры с ООО «Гео-Сервис» и Администрацией МО «Инзенское городское поселение». Часть мусора вывезена. 

Представитель ответчика Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Инзенский район» - Амиров Л.Р. в судебном заседании с  исковым заявлением Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Инзенский район» о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории поселения, не согласился, просит отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.

  Прокурором указано, что исковое заявление подано, в том числе, в защиту Российской Федерации, однако никаких действий, которые бы ущемляли непосредственно интересы государства, Администрациями муниципальных образований не было совершено.

В целях исполнения полномочий, в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании решения Совета депутатов МО «Инзенский район» Ульяновской области от 30.07.2007 № 51 «Об утверждении соглашения о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения» МО «Инзенского городское поселение» были переданы полномочия по решению вопроса местного значения в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании акта приема-передачи имущества от 20.08.2007 муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район» передало муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования Инзенское городское поселение из казны муниципального образования «Инзенский район» полигон твердых бытовых отходов с ямой Беккари, расположенный Юго-восточнее г.Инза.

На основании письма Главы муниципального образования «Инзенское городское поселение» от 15.01.2008 № 41 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в соответствии со ст.20 Земельного Кодекса РФ, Администрация МО «Инзенский район» согласно постановлению Главы Администрации МО «Инзенский район» от 07.02.2008 № 40 предоставила из категорий земель промышленности Администрации муниципального образования Инзенское городское поселение земельный участок с кадастровым номером 73:04:04: 29 01:11 под объектом коммунального хозяйства (свалка) по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, СПК «Репьевский», площадью 68000 кв. м. в постоянное (бессрочное) пользование. В дальнейшем Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области выдало свидетельство о регистрации права на данный земельный участок от 02.04.2008 серия 73 АТ № 687272, тем самым, зарегистрировав объект права за муниципальным образованием Инзенское городское поселение.

07 июля 2009 года Комитетом по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО Инзенское городское поселение полигон ТБО с ямой Беккари был передан в хозяйственное ведение МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения», о чем свидетельствуют постановление Главы МО «Инзенское городское поселение» от 07.07.2009 № 284, акт приема-передачи муниципального имущества от 07.07.2009.

11 января 2010 года МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» заключило договор № 3-И на выполнение работ по сбору, вывозу, приему и захоронению твердых бытовых отходов с ООО «Гео-Сервис», которое занимается утилизацией бытовых отходов по настоящее время.

Таким образом, муниципальным учреждением Администрация муниципального образования «Инзенский район» были предприняты все необходимые и предусмотренные законом меры, направленные на организацию утилизации бытовых отходов.

Исковое заявление не содержит фактов, свидетельствующих о бездействии Администрации МО «Инзенский район» в части утилизации отходов. Прокурором не предоставлено доказательств о том, что бездействие Администрации района по утилизации отходов причинили ущерб интересам неопределенного круга лиц. Наличие несанкционированных свалок на территории поселения не может рассматриваться во взаимосвязи с действиями (бездействиями) Администрации района, которая совместно с Администрацией Инзенского городского поселения создала необходимые условия для надлежащего исполнения Администрацией поселения полномочий по сбору вывозу мусора.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителей ответчиков, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования Оськинское сельское поселение относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Те же положения отражены в Уставе МО Оськинское сельское поселение (статья 8 п. 18).

В нарушение указанных требований закона администрацией муниципального образования Оськинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован (периодичность от 1 раза в месяц в  с. Оськино и  до 2 раз в год в с. Панциревка). В домовладениях и на территории поселения места сбора отходов и контейнеры не установлены.

В результате указанных нарушений на территории с.Оськино и в прилегающем лесном фонде стихийно образовалось 2  несанкционированных свалки, а на территории с Панциревка  - 1 свалка на ул. Центральная.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, актом 04-04/70 от 19 мая 2010 года фиксации признаков нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, составленным комитетом по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (Госэкоконтроль Ульяновской области), актом, составленным совместно Ульяновской природоохранной прокуратурой и  представителем Администрации МО Оськинское сельское поселение 16.06.2010 года.

То обстоятельство, что в настоящее время Администрацией МО Оськинское сельское поселение предпринимаются меры к ликвидации свалок (заключен договор на оказание услуг по приему и захоронению ТБО с ООО Гео-Сервис», часть ТБО и мусора вывезена) не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

 

Обоснованными являются требования прокурора к Администрации МО «Инзенский район»  о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Оськинское сельское поселение.

 Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Свое отражение данная норма нашла в уставе МО «Инзенский район». Так, согласно ст. 13 п. 14 Устава МО «Инзенский район»  к вопросам местного значения Инзенского района отнесены организация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, организация утилизации отходов возложена законом па муниципальное образование «Инзенский район».

Материалами дела не установлено, что МО «Инзенский район»  организована утилизация и переработка ТБО, вывозимых с территории сельских поселений Инзенского района.

Действительно, согласно акту приема-передачи имущества от 20.08.2007 года муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район» передало муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования Инзенское городское поселение из казны муниципального образования «Инзенский район» полигон твердых бытовых отходов с ямой Беккари, расположенный Юго-восточнее г.Инза.

Постановлением Главы Администрации МО «Инзенский район» от 07.02.2008 года  № 40 Администрации муниципального образования Инзенское городское поселение предоставлен из категорий земель промышленности земельный участок с кадастровым номером 73:04:04: 29 01:11 под объектом коммунального хозяйства (свалка) по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, СПК «Репьевский», площадью 68000 кв. м. в постоянное (бессрочное) пользование.

Право собственности муниципального образования Инзенское городское поселение на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 02.04.2008 года.

То есть, на территории Инзенского района существует полигон твердых бытовых отходов и яма Беккари для их захоронения.

Между тем, решением Совета депутатов МО «Инзенский район» Ульяновской области от 30.07.2007 № 51 «Об утверждении соглашения о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения» МО «Инзенский район» передало МО «Инзенского городское поселение» полномочия по решению вопроса местного значения в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов лишь на территории города Инза. В части сельских поселений ни решением Совета депутатов, ни утвержденным им соглашением, а также заключенным 11.01.2010 года между МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» и ООО Гео-сервис» договором по выполнению работ по сбору, вывозу, приему и захоронению ТБО указанный вопрос не урегулирован.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Бытовые отходы и  мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в  том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс.

Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно- эпидемиологической обстановки в селах Панциревка и Оськино, а также в лесном фонде.

Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.

Неисполнение администрациями МО Оськинское сельское поселение и МО «Инзенский район» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Таким образом, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Оськинского сельского поселения на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 173 ч. 3, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А :

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования Оськинское сельское поселение по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Возложить на Администрацию муниципального образования Оськинское сельское поселение обязанность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок:

на территории с. Оськино – 2 свалки;

на территории с. Панциревка – 1 свалка.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Инзенский район»  обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Оськинское сельское поселение.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Инзенский район» и Администрации муниципального образования Оськинское сельское поселение государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Инзенский район» в сумме по 100 (сто) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: