об отказе в выдаче жилищного сертификата



                                                                                               

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года г. Инза, суд.

 

         Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

при секретаре Климовской Ю.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышанской С.Г. к администрации муниципального образования «Инзенский район», администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», Министерству образования Ульяновской области, Управлению образования муниципального образования «Инзенский район» об обязывании выдать сертификат на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л  :

Камышанская С.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Инзенский район» об обязывании выдать сертификат на приобретение жилого помещения.

Судом в качестве соответчиков по делу привлечены администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение», Министерство образования Ульяновской области, Управление образования муниципального образования «Инзенский район».

         В исковом заявлении указала, что была ребёнком, оставшимся без попечения родителей. В ... году органом опеки и попечительства администрация Инзенского района мне назначила ей в качестве опекуна К.С. Н.. Согласно п. 2 ст. 37 действовавшего тогда ЖК РСФСР вне очереди должно было предоставляться жильё детям, оставшимся без попечения родителей при прекращении опеки. ---- года опека была прекращена в связи с достижением совершеннолетия. Органы опеки ей жилья в то время не предоставили, не информировали ее о том, что у нее есть право на получение жилья. О нарушении ответчиком ее права на внеочередное предоставление жилья она узнала от брата К.В.С. лишь в ---- года, после чего обратилась с заявлением, где просила решить вопрос о предоставлении жилья. Ее заявление осталось без удовлетворения, ей было рекомендовано обратиться в суд.

         В судебном заседании Камышанская С.Г. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, и дополнительно пояснила, что ее мать К.Г.А. была лишена родительских прав в отношении нее и других братьев и сестры в ---- году. Как до, так и после лишения матери родительских прав она проживала у бабушки К.С. Н. по адресу: .... Данный дом принадлежал бабушке на праве собственности. Зарегистрирована она была в другом месте, в ... по ..., ... у подруги матери, поскольку так решила ее мать. У бабушки она жила до совершеннолетия, некоторый период сожительствовала с парнем в .... После того, как ей исполнилось 18 лет, дом бабушки сгорел. Подруга К.С. Н. предоставила в распоряжение бабушки дом, в который последняя переехала. Поскольку она уже была совершеннолетней, проживать с бабушкой она не захотела, и уехала на постоянное место жительства в ..., где не училась, не работала, при этом снимала квартиру. В настоящее время она также преимущественно проживает в ... на съемной квартире. В детских воспитательных и образовательных учреждениях она никогда не находилась, наказание в местах лишения свободы не отбывала. В ---- г.г. она возвращалась в ..., где проживая у матери, закончила ... школу. В тот же период она приходила в Управление образования за опекунским пособием и интересовалась у специалиста Евсеевой Л.А., положено ли ей что-либо еще от государства, но получила отрицательный ответ.

Представитель ответчика - Управления образования МО «Инзенский район» Авдеева Е.В. исковые требования Камышанской С.Г. не признала и пояснила, что согласно действующему законодательству, в частности ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью ставятся граждане по достижении ими возраста 23 лет при предоставлении полного пакета документов, подтверждающие их право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Камышанская С.Г. в отдел опеки и попечительства для решения вопроса об обеспечении жилой площадью не обращалась, на учете в отделе опеки и попечительства в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением не состояла. До своего совершеннолетия Камышанская С.Г. проживала с бабушкой К.С. Н. которая являлась ее опекуном, после чего уехала на постоянное место жительства в .... Работники управления образования неоднократно интересовались судьбой Камышанской С.Г. у ее бабушки и матери, которые поясняли, что у нее все нормально, но ее адрес либо телефон давать отказывались.

         Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Инзенский район» Амиров Л.Р. исковые требования Камышанской С.Г. не признал, привел доводы, аналогичные доводам Авдеевой Е.В.

Представитель ответчика - Министерства образования Ульяновской области, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также представил отзыв на иск, в соответствии с которым согласно статьи 4 Закона Ульяновской области от 6 мая 2006 г. № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определённом главой 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, в компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. Права детей-сирот на внеочередное обеспечение жильём, изначально были установлены Постановлением ЦК КПСС и МС СССР от 31.07.1987 № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральным Законом от 21 декабря 2006 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», права детей-сирот, на получение жилья были закреплены в статье 8. Статьёй 8 Закона № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьёй 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На основании вышеизложенного, надлежащим ответчиком является Муниципальное образование, в котором проживает истица.

Представитель ответчика – Муниципального образования «Инзенское городское поселение», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.

Заслушав истицу, представителей ответчиков, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на доказательства своих требований и возражений.

Решением ... районного суда от ---- г. мать истицы – К.Г.А. была лишена родительских прав в отношении четырех детей – дочерей С.Г. и О***, сыновей И*** и К.В.С..

Согласно постановления ... от ---- года ++++, опекуном Камышанской С.Г. была назначена ее бабушка К.С. Н..

Как следует из материалов гражданского дела о лишении родительских прав К.Г.А.., а также из материалов настоящего гражданского дела, Камышанская С.Г. как до ---- г., так и после этого (вплоть до достижения совершеннолетия) проживала в доме опекуна, находящемся в ее (К.С. Н..) собственности, по адресу: ..., будучи зарегистрированной по адресу: ..., ..., ... ( в доме подруги ее матери).

---- г. Камышанской С.Г. исполнилось 18 лет.

Согласно справки, представленной начальником отделения государственного пожарного надзора по ... району, ---- г. в ++++ часов ++++ минут в частном домовладении К.С. Н. по адресу: ... произошел пожар, в результате которого огнем уничтожены сени и кровля жилого дома.

Как установлено в судебном заседании, по достижении совершеннолетия Камышанская С.Г. уехала на постоянное место жительства в ..., где проживает до настоящего времени, снимая квартиру.   

Указанные обстоятельства не оспариваются истицей и подтверждены в судебном заседании показаниями свидетеля К.С. Н., которая, кроме вышеуказанного, пояснила, что намеревалась зарегистрировать внучку в своем доме, однако у той не было паспорта. 

Свидетели О***, Д***, З*** в судебном заседании показали, что несколько лет назад, примерно в ---- г. они и истица находились в здании администрации района, куда Камышанская пришла за опекунским пособием. При этом Камышанская С.Г. спосила у специалиста отдела образования Е***., положено ли ей еще что-нибудь, та ответила, отрицательно. Конкретно про жилье Камышанская С.Г. у Е*** не спрашивала.

Свидетель Е*** в судебном заседании показала, что до ---- г. она являлась работником районного отдела образования. Камышанскую С.Г. знает по работе, поскольку ее мать в свое время была лишена родительских прав. Ей известно о том, что истица проживала в доме опекуна К.С. Н.., после чего уехала на постоянное место жительства в .... Работники отдела образования неоднократно через родственников пытались связаться с Камышанской С.Г., однако те постоянно говорили, что у нее все хорошо, адрес либо контактный телефон давать отказывались. Несколько лет назад Камышанская С.Г. сама обратилась в отдел образования по вопросу выплаты ей накопившейся задолженности по опекунскому пособию, при этом спросила, положено ли ей что-либо еще. Вопрос про жилье она не ставила, речь шла о деньгах, кроме того, в то время жилищные сертификаты детям, оставшимся без попечения родителей, еще не выдавались. Поскольку никакой другой задолженности перед Камышанской С.Г. не имелось, она сказала об этом истице.

      Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и    детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

       В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой

(попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всёх видов профессионального образования, либо по окончании службы в   рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

         При этом следует отметить, что Камышанская С.Г. в образовательных учреждених, учреждениях социального обслуживания, в учреждениях профессионального образования не пребывала, наказания в местах лишения свободы не отбывала, полное среднее образование получила, обучаясь в ... школе (аттестат от ---- г.).

         В целях реализации Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 60-30 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области" Правительством Ульяновской области утвержден 15.01.2008 года Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области (в ред. Постановления Правительства области от 13.10.2009 N 353-П).

Настоящий порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья.

          Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определенный перечень документов.

          Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23 лет. Таким образом, Камышанская С.Г. вправе была реализовать свои права до достижения ей возраста 23 лет.

          В ходе рассмотрения дела суду не было представлено доказательств того, что истица состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилья, также не представлено письменных доказательств ее обращения в администрацию МО «Инзенский район»  до достижения ею возраста 23 лет.

         В настоящее время истица утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В связи с этим оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а соответственно, и выдачи сертификата на приобретение жилья не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Камышанской С.Г. к администрации муниципального образования «Инзенский район», администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», Министерству образования Ульяновской области, Управлению образования муниципального образования  «Инзенский район» об обязывании выдать сертификат на приобретение жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

       Судья