о включении в список на предоставление соц. выплаты для получения жилья



Р Е Ш Е Н И Е

  Именем Российской Федерации

20 сентября 2010года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовой А.Ф. к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение», Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству регионального развития Российской Федерации об обязывании включения в список на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья и предоставления выплаты в порядке очерёдности,

 

У С Т А Н О В И Л А:

Серова А.Ф. обратилась с иском к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение», Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству регионального развития Российской Федерации об обязывании включения в список на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья и предоставления выплаты в порядке очерёдности. В обосновании требований указала, что решением комиссии по учёту и распределению жилой площади муниципального образования «Инзенское городское поселение» она была принята на учёт как имеющая право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета в соответствии со ст.23.2 ч.3 п.2 ФЗ-5 от 12.01.1995г. «О ветеранах». Впоследствии письмом от 27.07.2010г. за №2120 была извещена о том, что с 21.07.2010г. снята с указанного учёта, мотивировка –  утрачены основания для получения жилого помещения согласно п.2 части 1 ст.56 ЖК РФ. Вместе с тем никаких изменений в её жилищных условиях не произошло. Считает снятие её с упомянутого учёта незаконным, нарушающим её право на социальную выплату.

В судебном заседании Серова А.Ф. основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала, просит её требования удовлетворить. Кроме того, дополнила, что родилась ---- года, является участницей Великой Отечественной войны (далее ВОВ), вдовой инвалида 1 группы ВОВ, инвалидом 1 группы по общему заболеванию. ----г. она обратилась в отдел по учёту и распределению жилой площади в администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» с заявлением о включении её в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Протоколом №1 заседания комиссии по учёту и распределению жилой площади МО «Инзенское городское поселение» от 19.01.2010г. она была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Впоследствии Постановлением и.о. главы администрации МО «Инзенское городское поселение» была снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении. Вместе с тем она вместе с дочерью - С***., также инвалида 1 группы от общего заболевания  (колясочницы) проживают в однокомнатной квартире расположенной по адресу: ..., ..., ..., .... Общая площадь квартиры – 33,65кв.м., жилая – 12кв.м. Квартира была приватизирована дочерью в собственность. Согласно заключения комиссии врачей МУЗ Инзенской ЦРБ, она по заболеванию имеет право на дополнительную жилую площадь. Таким образом, она является нуждающейся в жилье. Просит её требования удовлетворить.

Представитель истца – Дмитриев В.В., основания и доводы, изложенные истицей в суде, полностью поддержал, просит суд их удовлетворить. Кроме того, дополнил, что первоначально при постановке на учёт Серовой А.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении ей не представлялся медицинский документ, указывающий на то, что истица нуждается в дополнительной жилой площади. В настоящем судебном заседании данный документ представлен. Таким образом, Серова А.Ф. является нуждающейся в улучшении жилищных условий как участница ВОВ, вдова инвалида ВОВ.

Представитель ответчика - муниципального учреждения администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение» Баранова О.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Серовой А.Ф. согласилась, оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

 Представитель ответчика – Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время -Министерства труда и социального развития Ульяновской области) извещённый своевременно и надлежащим образом о дне и часе рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление где просит дело рассмотреть без его участия. В отзыве на иск указано, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент (в настоящий момент на Министерство). Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин предоставляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учёт граждан, нуждающихся в обеспечении жильём, следующие документы: заявление о выдаче свидетельства, паспорт гражданина (получателя), документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, выписка из домовой книги по месту регистрации, копия финансового лицевого счёта. Орган местного самоуправления осуществляет приём документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчётным, направляет их в Департамент (в настоящий момент Министерство). В представленных органом местного самоуправления списках Серова А.Ф. не значится. Министерство труда и социального развития не вправе выдавать жилищный сертификат.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области извещённый своевременно и надлежащим образом о дне и часе рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Из отзыва на исковые требования Серовой А.Ф. усматривается, что в соответствии со ст.15 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан (ст.23.2).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006г. №138 утверждён Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов.

Государственная поддержка по обеспечению жильём участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством.

Социальная выплата предоставляется за счёт средств федерального бюджета в порядке очерёдности.

Для получения свидетельства получатель должен представить в орган местного самоуправления муниципального образования соответствующие документы. Уполномоченный органа осуществляет приём документов и ежегодную сверку по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчётным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области – ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти Ульяновской области по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов).

Министерство на основе предоставляемых в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учёт список получателей по Ульяновской области. Департамент запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, предусмотренные в пункте 8 настоящего Порядка, на получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы по вопросам обеспечения жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005г. №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильём ветеранов…

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильём граждан, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Таким образом, в бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильём ветеранов ВОВ не предусматриваются, так как финансирование мер социальной поддержки участников ВОВ в виде обеспечения жильём является расходными обязательствами РФ. Просит суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Ульяновской области отказать в полном объёме.

Представитель ответчика – Министерства регионального развития Российской Федерации извещённый своевременно и надлежащим образом о дне и часе рассмотрения дела в суд не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Из отзыва представленного в суд видно, что согласно статье 23.2, 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением 1 Правительства Российской Федерации (далее - Правила).

Пунктом 3 1 Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по установленной форме и в установленный срок.

В соответствии с пунктом 4 Правил перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что пунктом 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Правил органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению социальной поддержки, в том числе и полномочиями по обеспечению жильем.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года №472-р утверждено распределение на 2010год субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации па обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (далее -распоряжение 472-р).

Согласно распоряжению 472-р Ульяновской области в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5 перечислено 267 454,6 тыс. рублей, что подтверждается уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 21 апреля 2010года №176 (копия прилагается).

Кроме того, между Минрегионом России и Правительством Ульяновской области, являющимся получателем субвенции, заключено Соглашение от 23 июля 2009года №342/07 о предоставлении в 2009году субвенций из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации на реализацию полномочий Российской Федерации в области полного обеспечения жильем до 1 мая 2010года ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее соглашение, копия прилагается).

Предусмотренные Соглашением субвенции в форме денежных средств перечислены Минрегионом России в УФК по Ульяновской области в полном объеме.

Из анализа норм федерального законодательства, предоставление мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение жильем инвалидов, участников и ветеранов Великой Отечественной войны, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в конкретном, рассматриваемом случае к компетенции органов государственной власти Ульяновской области.

Таким образом, полномочиями по непосредственному обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Минрегион России не наделен.

Учитывая вышеизложенное Минрегион России свои обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в части предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем, категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ, в том числе и Ульяновской области, исполнил в полном объеме.

С учетом изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Серовой А.Ф. предъявленных к Минрегиону России.

Рассмотрев материалы дела, заслушав истицу, её представителя, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.

Согласно подп. 4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995года №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильём за счёт средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5 – ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)  являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)  являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Материалами дела установлено, что Серова А.Ф. является участницей Великой Отечественной войны, вдовой инвалида 1 группы ВОВ, инвалидом 1 группы от общего заболевания, нуждающейся в постоянном постороннем уходе.

Ранее (до 2009г.) Серова А.Ф. на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состояла. В квартире по месту её регистрации (..., ..., ..., ...,.кв.4), которая имеет общую площадь 33,65кв.м. проживают два человека. Другого жилого помещения, кроме данного жилья, Серова А.Ф. не имеет.

По справке ++++ от ----г., выданной врачебной комиссией МУЗ Инзенской центральной районной больницы Серова А.Ф. по состоянию здоровья нуждается в дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты, согласно Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004г. №817, пункт 2, пункта 8.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётная норма устанавливается органами местного самоуправления.

Пункт 1 ч.1 ст.50 Жилищного кодекса РФ гласит, что размер учётной нормы площади жилого помещения рассчитывается исходя из общей площади.

Постановлением главы МО «Инзенское городское поселение» №84 от 14.05.2007г. была установлена норма учётной площади – 12кв.м..

Исходя из вышесказанного обеспеченность Серовой А.Ф. жильём не соответствует установленной в г.Инза Ульяновской области учётной норме, в связи с чем имеются основания для включения последней в список лиц, имеющих право на получении выплаты для приобретения жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковые требования Серовой А.Ф. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» включить Серову А.Ф. в список лиц на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета и предоставить данную выплату в порядке очерёдности.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: