Дело №2-414/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 сентября 2010 года г.Инза районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю., с участием прокурора Никишина И.М., при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Валгусское сельское поселение об обязывании принять в муниципальную собственность образования гидротехническое сооружение, признании незаконными бездействия в неосуществлении мер по принятию в муниципальную собственность, У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском к муниципальному образованию Валгусское сельское поселение об обязывании принять в муниципальную собственность образования гидротехнические сооружения, расположенные на ручье без названия, левом притоке р. Сухой Аргаш в 1,5 км. к юго-востоку от с. Валгуссы и на ручье без названия на правом притоке р.Суры в с. Первомайское, признании незаконным бездействия администрации МО Валгусское сельское поселение, выразившееся в неосуществлении мер по принятию в собственность ГТС. В обоснование заявления указал следующее. В ходе проведенной прокуратурой Инзенского района проверки установлено, что на территории МО Валгусское сельское поселение находятся гидротехнические сооружения, расположенные на ручье без названия, левом притоке р. Сухой Аргаш в 1,5 км. к юго-востоку от с. Валгуссы и на ручье без названия на правом притоке р.Суры в с. Первомайское, которые являются бесхозными. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения, имеющим право владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением может быть РФ, субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы. Согласно с. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах отнесено к вопросам местного значения. Согласно ч. 1 ст. 50 вышеуказанного закона обособленные водные объекты на территории поселения находятся в собственности муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи, и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Тем самым, пруд является главной недвижимой вещью, а ГТС (плотина пруда), обслуживающая его, следуют судьбе главной вещи. Исходя из норм ст. ст. 35-39 Водного Кодекса РФ и ст. 102 Земельного кодекса РФ обособленные водные объекты за исключением тех, что находятся в собственности РФ или субъекта РФ и предназначенные для муниципальных служб, находятся в муниципальной собственности. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, в том числе администрации поселений. В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных вещей, утвержденным Постановлением правительства РФ от 17.09.2003 года №580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Согласно Уставу муниципального образования Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области администрация поселения обладает правами юридического лица и тем самым, в соответствии в п. 5 Положения, обладает правом постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Указанные ГТС в собственность муниципального образования Валгусское сельское поселение не принято. В результате бесхозности ГТС, их безопасность не обеспечена, соответствие ГТС критериям безопасности, действующим техническим нормами и правилами не подтверждено, не определены характер и масштаб возможных аварийных ситуаций, их последствия и меры по обеспечению безопасности эксплуатации (например, в период весеннего паводка). Авария на вышеуказанных объектах неизбежно приведет к возникновению чрезвычайных ситуаций, способны причинить экономический ущерб, нанести вред окружающей природной среде, повлечь человеческие жертвы. В судебном заседании прокурор Никишин И.М. исковое заявление и изложенные в нем доводы полностью поддержал. Представитель ответчика – МО Валгусское сельское поселение Хлебунова А.И. исковые требования прокурора признала в части, указав, что в собственность муниципального образования гидротехнические сооружения не приняты. Однако, они не представляют какой-либо опасности, поскольку не эксплуатируются, пруды практически полностью пересохли. Кроме того, ранее пруды и ГТС на них принадлежали колхозу «...». Впоследствии было создано ООО АПК «...». Не исключает, что ГТС от колхоза «...» были переданы в собственность ООО АПК «...». Представитель третьего лица – комитета по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» сообщая, что гидротехнические сооружения, расположенные на территории муниципального образования Валгусское сельское поселение, в реестре МО «Инзенский район» не числятся, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район» на основании представленных сторонами доказательств. Представитель третьего лица – Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск прокурора указал, что полномочия по осуществлению контроля и надзора за безопасностью гидротехнических сооружений постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 года №404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ» исключены из полномочий Росприроднадзора и его территориальных органов. В настоящее время данными полномочиями наделена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы. Представитель третьего лица – Средне-Поволжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, поддерживая требования прокурора, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, прихожу к следующему. Материалами дела установлено, что гидротехнические сооружения, расположенные на ручье без названия, левом притоке р. Сухой Аргаш в 1,5 км. к юго-востоку от с. Валгуссы и на ручье без названия на правом притоке р.Суры в с. Первомайское, Инзенского района Ульяновской области в настоящее время собственника не имеют. Доводы представителя ответчика о том, что указанные ГТС могут находиться в собственности ООО АПК «...» опровергаются справкой, представленной директором общества. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения, имеющим право владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах отнесено к вопросам местного значения поселения. Согласно ч. 1 ст. 50 Закона обособленные водные объекты на территории поселения находятся в собственности муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи, и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Таким образом, пруды расположенные на ручье без названия, левом притоке р. Сухой Аргаш в 1,5 км. к юго-востоку от с. Валгуссы и на ручье без названия на правом притоке р.Суры в с. Первомайское являются главными недвижимыми вещами, а гидротехнические сооружения на них - плотины - обслуживающие пруды, должны следовать судьбе главной вещи. Исходя из норм статей 35-39 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации обособленные водные объекты за исключением тех, что находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации» и предназначенные для муниципальных нужд находятся в муниципальной собственности. В соответствие с Положением о принятии на учет безхозяйных вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.03 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Согласно п. 3 ст. 33 Устава муниципального образования Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области администрация поселения обладает правами юридического лица и тем самым, в соответствии с п. 5 Положения, обладает правом постановки на учет безхозяйного недвижимого имущества. Учитывая изложенные обстоятельства, считаю, что имеются все основания для передачи двух бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на ручье без названия, левом притоке р. Сухой Аргаш в 1,5 км. к юго-востоку от с. Валгуссы и на ручье без названия на правом притоке р.Суры в с. Первомайское Инзенского района Ульяновской области в собственность муниципального образования Валгусское сельское поселение. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А : Исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации МО Валгусское сельское поселение, выразившееся в неосуществлении мер по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на ручье без названия, левом притоке р. Сухой Аргаш в 1,5 км. к юго-востоку от с. Валгуссы и на ручье без названия на правом притоке р.Суры в с. Первомайское Инзенского района Ульяновской области. Обязать муниципальное образование Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области принять в собственность поселения гидротехнические сооружения, расположенные на ручье без названия, левом притоке р. Сухой Аргаш в 1,5 км. к юго-востоку от с. Валгуссы и на ручье без названия на правом притоке р.Суры в с. Первомайское Инзенского района Ульяновской области. Взыскать с администрации МО Валгусское сельское поселение в пользу бюджета муниципального образования «Инзенский район» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: