Дело №2-493/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 октября 2010 года г.Инза районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю., с участием прокурора Никишина И.М., при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Труслейское сельское поселение о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора с территории поселения, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Инзенского района обратился с иском в защиту государственных экологических интересов и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Труслейское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора в с. <адрес> района в северо-западном направлении к зернотоку, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия предусмотрены п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ». В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ « Об отходах производства и потребления» запрещается захоронении отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. На основании ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В нарушение требований закона с октября 2009 года и по настоящее время в овраге, расположенном в непосредственной близости от жилых домов в с. <адрес> в северо-западном направлении к зернотоку имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению жилой зоны, лесного массива. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно- эпидемиологической обстановки в с. <адрес>. Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ. Неисполнение администрацией МО Труслейское сельское поселение требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В судебном заседании прокурор Никишин И.М. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнив, что каких-либо контейнеров для сбора мусора в месте свалки не установлено, иногда мусор просто сжигается, что также неблагоприятно сказывается на экологической обстановке. ТБО и мусор следует вывозить на специальные полигоны. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика Администрации муниципального образования Труслейское сельское поселение Добычин В.Н. пояснил, что несанкционированная свалка в с. <адрес> действительно существует. В полномочия МО Труслейское сельское поселение входит организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Мусор не вывозится, но периодически закапывается в грунт или сжигается в месте свалки. До настоящего времени свалка не ликвидирована, договор на вывоз и утилизацию мусора со специализированной организацией не заключен. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, судья находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия предусмотрены п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», в Уставе МО Труслейское сельское поселение (статья 8 п. 18). В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Согласно ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). В нарушение указанных требований закона администрацией муниципального образования Труслейское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован. В домовладениях и на территории поселения места сбора отходов и контейнеры не установлены. В результате указанных нарушений на территории с.<адрес> района в северо-западном направлении от зернотока, в овраге, в непосредственной близости от жилой зоны по <адрес> стихийно образовалась несанкционированная свалка. Указанное обстоятельство не отрицается представителем ответчика, подтверждено представленными прокурором доказательствами, в том числе, фототаблицей, объяснениями Главы Администрации МО Труслейское сельское поселение. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц села, в том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных, крыс. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в селе <адрес>. Суд не может признать надлежащими мерами по ликвидации свалки действия ответчика по сжиганию мусора, его свалке в овраг, закапыванию в месте образования стихийной свалки, поскольку это противоречит ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ. Неисполнение Администрацией МО Труслейское сельское поселение, установленных законодательством по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Таким образом, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Труслейского сельского поселения на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А : Исковые требования прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования Труслейское сельское поселение выразившиеся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на территории с. <адрес> в северо-западном направлении к зернотоку, в овраге. Возложить на Администрацию муниципального образования Труслейское сельское поселение обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора на территории с. <адрес> в северо-западном направлении к зернотоку, в овраге. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: