Дело №2-480/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 октября 2010 года г.Инза районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю. при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мулянова В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л А : Мулянов В.И. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе с иском о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 07.10.2010 года. В обоснование требований указал, что 13 июня 2010 года ему исполнилось 52 года. Имеет трудовой стаж более 30 лет. Специальный стаж 06.10.2010 года составил 25 лет, поскольку с 05.08.1985 года по настоящее время работает водителем пожарной части. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных, перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Должность водителя в Перечне, утвержденном Приказом МВД РФ от 27 июля 2001 года N 696, имеется, а также имеется и в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437. Пожарная часть неоднократно переименовывалась, но его должностные обязанности остались прежними. Однако УПФР в Инзенском районе не засчитан в его специальный стаж период работы с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года (3 года), поскольку указанный период времени он работал в Службе по обеспечению выполнения задач гражданской оборон, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области, которая не была подразделением ГПС МЧС РФ Ульяновской области. При этом сотрудниками УПФ была проигнорирована льготно-уточняющая справка от 24.06.2010 года, а также то обстоятельство, что его должностные обязанности, график работы не менялся. Кроме того, работая в зоне со льготно-экономическим статусом с 1985 года по настоящее время, согласно ст.34 Закона «О ЧАЭС», он имеет право на пенсию со снижением возраста на 3 год. Просит обязать ответчика назначить пенсию со снижением пенсионного возраста на 8 лет с 07.10.2010 года. В судебном заседании истец свои требования и изложенные в исковом заявлении доводы поддержал в полном объеме, дополнив, что 05.08.1985 года он был принят шофером 2 класса в Инзенскую пожарную часть, затем переведен водителем 1 класса. 01.10.1991 года назначен на должность водителя 1 класса в Инзенский отряд ПАСС УВД, 20.10.1992 года уволен по собственному желанию. 21.12.1992 года назначен на должность водителя 1 класса пожарного автомобиля в Инзенский пожарно-спасательный отряд ПАСС УВД. 01.01.2002 года Управление Государственной противопожарной службы УВД Ульяновской области переименовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Ульяновской области. С 01.01.2004 года отряд государственной противопожарной службы № 4 по г. Барышу и Барышскому району переименован в Управление ГО и ЧС Инзенского района Ульяновской области. 01.01.2005 года Управление ГО и ЧС Инзенского района Ульяновской области переименовано в Управление противопожарной службы Инзенского района Службы по обеспечению выполнения задач ГО, ЧС и ПБ Ульяновской области. 31.12.2007 года он был уволен в порядке перевода в ГУ «4 отряд государственной противопожарной службы МЧС России Ульяновской области» и 01.01.2008 года принят на должность водителя пожарного автомобиля в ГУ «4 отряд государственной противопожарной службы МЧС России Ульяновской области». 31.12.2008 года истец уволен в порядке перевода в ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ульяновской области», 01.01.2009 года в порядке перевода принят в 24 пожарную часть. Его рабочее место всегда оставалось одним и тем же. Должностные обязанности не менялись: он продолжал выезжать на пожары в Инзенском районе, занимался обслуживанием и ремонтом пожарного автомобиля. В Службу по обеспечению выполнения задач ГО, ЧС и ПБ Ульяновской области все работники пожарной части увольнялись по предложению руководства. При этом их заверяли, что они сохранят все льготы, в том числе и право досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Впоследствии период работы с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года в специальный стаж для назначения пенсии ответчиком ему включен не был, поскольку Служба по обеспечению выполнения задач гражданской оборон, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области не была подразделением ГПС МЧС РФ Ульяновской области. Его коллегам, которым ранее назначили пенсию, решение о назначении пенсии отменили, выплаченную пенсию удержали из заработной платы. Его право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой и проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчиком не оспаривается. Просит удовлетворить его исковые требования и возложить на УПФ РФ в Инзенском районе обязанность назначить ему досрочную пенсию с 07.10.2010 года со снижением пенсионного возраста на 8 лет. Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Зибирова Г.Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив следующее. В соответствии пп.18 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено мужчинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком от 18.06.2002 года №437, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) МЧС РФ (далее - ГПС МЧС РФ) являлась Государственной противопожарной службой МВД России (далее - ГПС МВД РФ). Согласно заявлению от 13.09.2010 года истец претендует на включение в специальный стаж следующих периодов работы в Инзенской пожарной части: с 05.08.1985 года по 20.10.1992 года в качестве водителя (7 лет 2 месяцев 15 дней); с 21.12.1992 года по 13.09.2010 года в качестве водителя (17 лет 8 месяцев 22 дня) на дату обращения, итого: 24 года 11 месяцев 7 дней. По представленной копии трудовой книжки для определения права на досрочную пенсию можно засчитать следующие периоды: с 05.08.1985 года по 20.10.1992 года в качестве водителя автомобиля пожарного Инзенской пожарной части (7 лет 2 месяцев 15 дней); с 21.12.1992 года по 31.12.2004 года в качестве водителя автомобиля пожарного Инзенской пожарной части (12 лет 10 дней); с 01.01.2008 года по 13.09.2010 года в качестве водителя автомобиля пожарного Инзенской пожарной части № 24 (2 года 8 месяцев12 дней), итого: 21 год 11 месяцев 7 дней. Период работы, который нельзя засчитать в льготный стаж: с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года (3 года) в Инзенской пожарной части. Досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы МЧС РФ. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено. На территории Ульяновской области реорганизация ГПС МВД РФ осуществлялась следующим образом. С 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ГПС МВД РФ была преобразована в ГПС МЧС РФ. Весь личный состав пожарных частей Ульяновской области вошел в состав Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области. С 1 января 2005 года в целях распределения и осуществления полномочий между МСЧ РФ и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в соответствии с постановлением главы администрации Ульяновской области от 15 октября 2004 года №118 была создана Служба по обеспечению задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. Приказом управления МЧС РФ Ульяновской области от 23.12.2004 года №456-ВО личный состав подразделений ГПС МЧС РФ Ульяновской области с 01.01.2005 года передан в распоряжение Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. С 1 января 2008 года в соответствии с приказами Главного Управления МЧС РФ по Ульяновской области от 18.06.2007 года №230, от 27.12.2007 года №420 были созданы подразделения ГПС МЧС РФ по Ульяновской области за счет численности состава подразделений ГПС, входящих в состав Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. Также истцом была представлена справка о проживании в с.<адрес> с 08.05.1979 года по 18.08.2010 года на дату выдачи справки. Село Труслейка относилось к местности с льготным социально-экономическим статусом проживания с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года на основании Распоряжения Правительства РФ N 557-р от 05.04.1993 года. В соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста (1 год) предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории зоны загрязнения в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента выезда с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Согласно определению Конституционного суда № 403-О от 11.07.2006 года право на относительную величину снижения пенсионного возраста сохраняется у граждан и при выезде из зоны загрязнения или изменения статуса зоны. Право истца на снижение пенсионного возраста на 3 года по ст.34 Закона «О ЧАЭС» УПФР в Инзенском районе не оспаривает. Исходя из вышеизложенного, УПФР в Инзенском районе просит суд отказать Мулянову В.И. в удовлетворении его исковых требований об обязывании УПФР в Инзенском районе назначить трудовую пенсию по старости с 07.10.2010 года. Рассмотрев материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, суд оснований для удовлетворения исковых требований не находит по следующим основаниям. Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» установлено право мужчин ухода на пенсию с 60 лет. Согласно ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. В определении Конституционного суда от 11.07.2006 года № 403-0 «По жалобам граждан на нарушение их конституционных прав положениями части 1 ст. 13, ст. 33 и 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на ЧАЭС» и п. 2 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» указано, что положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Материалами дела установлено, что Мулянов В.И. родился ДД.ММ.ГГГГ года в с. <адрес> района. Согласно паспортным данным, справке, выданной Администрацией МО Труслейское сельское поселение 18.08.2010 года, в период с 08.05.1979 года по настоящее время Мулянов В.И. проживает в с. <адрес> района Ульяновской области, ул. <адрес> Распоряжением Правительства РФ от 5 апреля 1993 года №557 с. <адрес> Инзенского района Ульяновской области было включено в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Впоследствии постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года №1582 с.<адрес> не было включено в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01.02.1998 года. Таким образом, истец проживал и работал в зоне радиационного загрязнения с 26.04.1986 года по 01.02.1998 года, в связи с чем приобрел право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона «О ЧАЭС». Из трудовой книжки истца усматривается следующее. 05.08.1985 года он был принят шофером 2 класса в Инзенскую пожарную часть; 01.10.1991 года назначен на должность водителя 1 класса в Инзенский отряд ПАСС УВД, 20.10.1992 года уволен по собственному желанию. 21.12.1992 года назначен на должность водителя 1 класса пожарного автомобиля в Инзенский пожарно-спасательный отряд ПАСС УВД. 01.01.2002 года Управление Государственной противопожарной службы УВД Ульяновской области переименовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Ульяновской области. 01.01.2004 года отряд государственной противопожарной службы № 4 по г. Барышу и Барышскому району переименован в Управление ГО и ЧС Инзенского района Ульяновской области. 01.01.2005 года Управление ГО и ЧС Инзенского района Ульяновской области переименовано в Управление противопожарной службы Инзенского района Службы по обеспечению выполнения задач ГО, ЧС и ПБ Ульяновской области. 31.12.2007 года истец был уволен в порядке перевода в ГУ «4 отряд государственной противопожарной службы МЧС России Ульяновской области»; 01.01.2008 года принят на должность водителя пожарного автомобиля в ГУ «4 отряд государственной противопожарной службы МЧС России Ульяновской области». 31.12.2008 года уволен в порядке перевода в ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ульяновской области», 01.01.2009 года принят в 24 пожарную часть в порядке перевода. Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы. Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вместе с тем, подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком от 18.06.2002 г. № 437, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) МЧС РФ (далее - ГПС МЧС РФ) являлась Государственной противопожарной службой МВД России (далее - ГПС МВД РФ). Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено. На территории Ульяновской области реорганизация ГПС МВД РФ осуществлялась следующим образом. С 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ГПС МВД РФ была преобразована в ГПС МЧС РФ. Весь личный состав пожарных частей Ульяновской области вошел в состав Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области. С 1 января 2005 года в целях распределения и осуществления полномочий между МСЧ РФ и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в соответствии с постановлением главы администрации Ульяновской области от 15 октября 2004 года №118 была создана Служба по обеспечению задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. Приказом управления МЧС РФ Ульяновской области от 23.12.2004 года №456-ВО личный состав подразделений ГПС МЧС РФ Ульяновской области с 01.01.2005 года передан в распоряжение Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. Служба создана при администрации Ульяновской области и не является структурным подразделением МЧС России. С 1 января 2008 года в соответствии с приказами Главного Управления МЧС РФ по Ульяновской области от 18.06.2007 года №230, от 27.12.2007 года №420 были созданы подразделения ГПС МЧС РФ по Ульяновской области за счет численности состава подразделений ГПС, входящих в состав Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. Судом установлено, что в период работы истца с 1985 года по 20.10.1992 года, с 21.12.1992 года по настоящее время его должностные обязанности как водителя пожарного автомобиля не изменились. Указанное обстоятельство усматривается из представленных в суд должностных инструкций от 2002 года, от 2004 года, от 2005 года, от 2008 года, показаний свидетелей П.А.Ю.., Р.С.Н.. Между тем, отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Таким образом, то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437, существенным для разрешения данного спора не является, и само по себе основанием для удовлетворения иска не является. Учитывая вышеизложенное, в специальный стаж истца зачету подлежат следующие периоды работы: с 05.08.1985 года по 20.10.1992 года (7 лет 2 месяцев 15 дней ); с 21.12.1992 года по 31.12.2004 года (12 лет 10 дней); с 01.01.2008 года по 13.09.2010 (2 года 8 месяцев12 дней), итого: 21 год 11 месяцев 7 дней. Период работы Мулянова В.И. водителем пожарного автомобиля Инзенской пожарной части Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года (3 года) в специальный стаж включению не подлежит. Таким образом, на день рассмотрения судом дела истцом не выработан специальный стаж 25 лет, следовательно его требования о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 8 лет с 07.10.2010 года удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,56,194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А: Исковые требования Мулянова В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 07.10.2010 года оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: