об отказе в назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста



Решение

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валаевой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области об обязывание назначения досрочной трудовой пенсии,

Установила:

Валаева Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области (далее ГУ – УПФ РФ) об обязывание назначения досрочной трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста на 4 года.

В заявлении указала, что в августе 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и на 2 года по ст.34 Закона «О ЧАЭС», так как имеет специальный стаж 5лет 2месяца работы с тяжёлыми условиями труда в *** в качестве садчицы и с 23.12.1977 года по 23.09.1992 года проживала в ***, относящегося к местности с льготным социально – экономическим статусом. В назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 4 года ей было отказано в связи с тем, что ГУ УПФ РФ в Инзенском районе не включило в льготный стаж весь период её работы в качестве садчицы в *** При этом было признано её право на снижение пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст.34 Закона «О ЧАЭС». Считает данное решение незаконным. Её работа в качестве садчицы относится к работе с тяжёлыми условиями труда, поэтому она имеет право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 2 года. Просит суд обязать ГУ - УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области принять её документы, включить в льготный трудовой стаж период работы в качестве садчицы с 18.02.1997 года по 15.04.2002 года и назначить ей пенсию со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и на 2 года в соответствии со ст.34 Закона «О ЧАЭС».

В судебном заседании Валаева Н.А. основания и доводы, изложенные в заявлении, полностью поддержала, дополнив, что работа садчицы была тяжёлой. Завод был старым, новые технологии там не применялись. Процесс работы был следующим – диатомит возили с карьера, сваливали на бесшикер, по ленте он поступал на дробилку, где дробился и получался порошок. Далее порошок поступал на съёмку, откуда снимали кирпич – сырец, который резали на бруски, съёмщики клали его на маталлические вагонки, которые отвозились в сушильные камеры. После сушки начиналась работа садчика. Они брали кирпич и садили (складывали) его на большие вагонки, кирпич был тяжёлый, непросохший. За смену складывали по тысячи штук кирпича с маленьких вагонов на большие, с кирпичей сыпалась сажа, грязь. Была большая загазованность, которая шла из камер, из печек шёл жар. Далее вагонку затягивали на круг, переворачивали и отгоняли. Не менее 12 маленьких вагонок входило в одну большую вагонку. За смену грузили 4-5 больших вагонок. За вредность им не платили, давали на неделю лишь один кусок мыла. Многие кто с ней работал садчицами на заводе ушли на льготную пенсию. Просит суд её требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области Савина Н.Е., действующая на основании доверенности, требования Валаевой Н.А. не признала. В суде пояснила, что в соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного стажа и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2года такой работы.

24 августа 2010 года Валаева Н.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением и со всеми необходимыми документами для назначения трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года по ст.27 п.1 п.п.2 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и на 2 года по ст.34 Закона «О ЧАЭС».

Согласно представленных документов, истица претендует на назначение трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в связи с работой с тяжёлыми условиями труда с включением в специальный стаж периода работы на *** в качестве садчицы:

- с 18.02.1997г. по 15.04.2002г.

Итого: 5 лет 1 месяц 27 дней.

По действующему законодательству правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку №2 (раздел XXII «Производство строительных материалов») пользуются садчики в производстве глиняного кирпича, черепицы и керамических блоков».

Из наблюдательного дела по *** из технологической карты видно, что завод производит теплоизоляционный диатомитовый кирпич.

Разделом XXII Списка №2 производств, работ, профессий, должностей предусмотрены садчицы только в производстве глиняного кирпича, черепицы, керамических блоков, а значит права у садчика диатомитового кирпича на снижение пенсионного возраста нет.

Кроме того, согласно выписки из индивидуального лицевого счёта период работы в качестве садчицы с 03.11.1999г. (дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования) по 14.04.2002г. *** льготу не проставлял.

На основании представленных документов Валаева Н.А. имеет право на снижение пенсионного возраста только в соответствии со ст.34 Закона «О ЧАЭС» на 2 года. Просит суд отказать Валаевой Н.А. в удовлетворении её исковых требований по вопросу назначения пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в общей сложности на 4 года.

Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом о «Трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено право женщин ухода на пенсию с 55 лет.

В судебном заседании установлено, что Валаева Н.А., *** года рождения, с 23.12.1977года по 23.09.1992года постоянно проживала и была зарегистрирована в ***, о чем свидетельствует предоставленная справки с места жительства (л.д.15).

На момент аварии на Чернобыльской АЭС – 26апреля 1986года и по 30июня 1986года она также проживала в ***.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5апреля 1993года №557 - р *** было включено в перечень населенных пунктов, территория которых подвергалась радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст.34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24.11.1995г. №170-ФЗ) право на пенсию со снижением возраста имеют граждане, проживающие (работающие) по настоящее время либо проживавшие (работавшие) в период с 26.04.1986г. по 31.01.1998г. (Определение конституционного суда №403-О от 11.07.2006г.) на территории с льготным социально – экономическим статусом. Пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на один год проживание (работа) в период с 26.04.1986г. по 30.06.1986г. и дополнительно на один год за каждые четыре года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом, но не более чем на 3 года.

Право Валаевой Н.А. на снижение пенсионного возраста на 2 года по ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ответчиком не оспаривается.

Согласно ст.27 п.1 п/п 2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 на один год за каждые 2 года такой работы.

В соответствии с п.2 ст.27 указанного Закона – «Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В данном случае при исчислении стажа работы Валаевой Н.А. должны применяться Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.

Валаева Н.А. претендует на включение в её специальный стаж периода работы на *** в качестве садчицы с 18.02.1997 года по 15.04.2002 года ( 5лет 1мес.27дн.).

Согласно записям, имеющимся в трудовой книжке, 18.02.1997г. Валаева Н.А. была принята в *** на работу садчицей (пр.№5к от 17.02.1997г.). 13.06.2000г. *** переименован в *** (пр.24 от 28.06.2000г.), 05.04.2002г. уволена с работы по ст.80 Трудового кодекса РФ по собственному желанию (пр.16 от 15.04.2002г.) (л.д.7-9).

В соответствии с действующим законодательством правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, пользуются:

- садчики в производстве глиняного кирпича, черепицы и керамических блоков (раздел ХXII «Производство строительных материалов»).

В соответствии с данными, предоставленными в суд межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы *** ***, *** ликвидировано вследствие банкротства и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.22-24).

Из ответа начальника отдела по архивам Администрации муниципального образования *** В*** от 23.09.2010года усматривается, что документы *** хранятся в муниципальном архиве только по личному составу (л.д.37).

Как видно из технологической карты производства *** утверждённой приказом директора №37 от 22.11.2000 года деятельность предприятия - производство теплоизоляционного диатомитового кирпича. Из общей характеристики производства усматривается, что *** основан в 2000 году на базе *** который был введён в эксплуатацию в 1958 году. *** выпускает теплоизоляционный диатомитовый кирпич, получаемый путём формирования, предварительно приготовленной пластичной массы с последующей сушкой и обжигом. Разработчиком технологической документации является *** Основное производство работает в две смены по скользящему графику. В производственном корпусе размещён пресс СМК-21 для формирования кирпича-сырца. Основным сырьём для производства продукции служит диатомит Забалуйского месторождения и опилки древесные.

Диатомитовый кирпич предназначается для тепловой изоляции сооружений, а также промышленного оборудования и трубопроводов при температуре изолируемых поверхностей до 900 С.

Основные параметры и нормы технологического процесса: диатомит не должен содержать примесей, опоки, глины, растительности, земли (л.д.43-63).

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Г***, А*** пояснили, что также как и Валаева Н.А. работали в *** садчицами. Работа была тяжёлой. При достижении возраста 50 лет им была назначена досрочная трудовая пенсия. Технологический процесс изготовления кирпича был всегда одним. Делали кирпич из диатомита.

Из обозрённого в судебном заседании пенсионного дела *** Г***. видно, что в период с 02.05.1989г. по 22.06.1999г. она работала садчицей в *** (преобразованному 10.07.1995г. в *** В данном деле имеется льготно-уточняющая справка, выданная 30.11.1999года из которой усматривается, что Г*** работала в вышеуказанный период в *** садчицей глиняного кирпича с приготовлением основы из глиняной массы. Основание выдачи справки: книга приказов, расчётно-платёжные ведомости, технологический процесс. В данной должности работала на производстве полный рабочий день садчицей глиняного кирпича сырца с приготовлением основы из глиняной массы на обжиговые вагонетки. Рабочее место аттестовано. Указанная должность относится к списку №2 раздел 17, 2180600а-16105, подраздел 6, производство глиняного кирпича, черепицы и керамзитовых блоков. РС. Согласно «ОСЕТ» вредные вещества классификация и общие требования безопасности, глина относится к 3 –му классу опасности (пенсионное дело *** л.д.9).

В пенсионном деле *** А***, работающей в периоды с 27.04.1972г. по 10.12.1979г., с 12.05.1983г. по 01.12.1992г. в вышеуказанном предприятии в качестве садчицы также имеется льготно – уточняющая справка, выданная 12.01.1999г., аналогичная справке имеющейся в пенсионном деле Г*** (пенсионное дело *** л.д.5).

Свидетель К*** в суде пояснила, что в период с 1990г. по 2002г. работала в *** бухгалтером-экономистом. Технологический процесс изначально и по день закрытия был одним и тем же. На заводе изготовляли кирпич из диатомита, а не из глины. Раньше рабочие садчики уходили на пенсию раньше, последним выдавались льготно-уточняющие справки, в соответствии с которыми и назначалась пенсия. Какими – либо другими льготами садчики не пользовались.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С.Н.Н. пояснила, что с 1986г. по 2001г. работала инспектором отдела кадров в *** Работа садчицы была вредной, в старом перечне последняя была указана. Далее в Инзенском райсобесе ей сказали, что она неправильно выписывает льготно-уточняющие справки, указали на то, что нужно писать «садчица глиняного кирпича с приготовлением основы из глиняной массы». Поэтому она стала так писать в справках, хотя глиняный кирпич на заводе никогда не делали.

Свидетель С.И.Н., работавший руководителем *** с 1985г. по 2002г. подтвердил показания данные свидетелем С.Н.Н. в суде. Также дополнил, что кирпич на заводе делали из диатомита, а не из глины. Считает, что диатомит как вещество является вредным. На территории *** имеется ещё одно предприятие – ***, где также делался кирпич из диатомита. В данном предприятии работа садчицы не являлась льготной, так как последние не утвердили перечень.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля А.Е.А (директор по персоналу *** ***») пояснила, что организация ***» это тот же ***, происходит смена собственников, меняется название. Основная деятельность предприятия – производство теплоизоляционного кирпича из диатомита. Работа садчика, согласно штатного расписания и справочника ЕТКС, никогда не являлась льготной работой. Данное рабочее место аттестовано, за вредность производится доплата. В данной профессии присутствуют вредные факторы, но не настолько, чтобы профессия считалась льготной. Эта профессия не предусматривает льготное пенсионное обеспечение, так как производство на основе диатомита, а не глины. Технологический процесс идентичен, что и было на ***

Показания свидетеля А.Е.А. объективно были подтверждены следующими документами – Перечнем производств, работ, профессий и должностей, дающих право по п.п. «1-2» п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на досрочное назначение трудовых пенсий по старости от 09.02.2010г. по организации ***», рабочей инструкцией на профессию садчик.

Совокупность исследованных и добытых в суде доказательств позволяет суду сделать вывод о необоснованности требований Валаевой Н.А.

Как было установлено в судебном заседании, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку №2, раздел XXII «Производство строительных материалов» пользуются садчики только в производстве глиняного кирпича, черепицы и керамических блоков.

Валаева Н.А. работая садчицей в *** не была занята в производстве глиняного кирпича, черепицы и керамических блоков. Этот факт был бесспорно установлен в суде как показаниями самой истицы, так и допрошенных свидетелей, а также письменными материалами дела, а именно технологической картой производства, лицензией на право пользования недрами и др.

То обстоятельство, что ранее лица, работавшие на *** в качестве садчиков, досрочно уходили на пенсию не имеет для разрешения данного спора юридического значения. Как было установлено в суде, выдаваемые ранее льготно-уточняющие справки, не соответствовали действительности.

Право истца на снижение пенсионного возраста на 2 года по ст.34 Закона о ЧАЭС ответчиком не оспаривается.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья

Решила:

Исковые требования Валаевой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе по Ульяновской области об обязывании принять документы, включить в льготный трудовой стаж период её работы в качестве садчицы с 18.02.1997года по 15.04.2002года в *** назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 4 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: