об отказе во включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет федерального бюджета



Дело №2-475/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю.

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыкина Д.Ф. к администрации муниципального образования Инзенское городское поселение, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области) о включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», предоставлении указанной выплаты в порядке очередности,

У С Т А Н О В И Л А :

Цыкин Д.Ф. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Инзенское городское поселение, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области) о включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», предоставлении указанной выплаты в порядке очередности. В обоснование иска указал, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади МО Инзенское городское поселение от 21.01.2010 года он был принят на учет как имеющий право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах» впоследствии письмом от 27.07.2010 года №2123 извещен о том, что снят с указанного учета в связи с тем, что утратил основания для получения жилого помещения согласно п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Однако его жилищные условия не соответствуют требованиям: в доме нет ни воды, ни канализации, печное отопление; дом построен в 1902 году. В связи с этим считает снятие го с учета незаконным, нарушающим его право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

В судебном заседании Цыкин Д.Ф. исковые требования поддержал и пояснил, что он является ветераном Великой Отечественной войны, второй группы. Проживает в с. ... в жилом доме, построенном в 1902 году. Дом в 1902 году строил отец его жены. Жена умерла в *** году. Затем он проживал в гражданском браке с Г.А.С.., которая умерла *** года. В 1973 году он дом полностью отремонтировал. Официально дом он не оформлял, инвентаризацию дома не делал. Дом деревянный, общей площадью 40 кв.м., с печным отоплением. Канализации и водопровода в доме нет, необходим частичный ремонт крыши, замена деревянного пола. Учитывая изложенное, считает, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. В силу своего возраста, он, проживая один, не может сам топить печи, принести воду, произвести необходимый ремонт. Считает, что все ветераны ВОВ в соответствии с Указом Президента должны быть обеспечены благоустроенным жильем

Представитель ответчика – Администрации МО Инзенское городское поселение Гурьянов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Цыкина Д.Ф. не согласился, пояснив следующее. Истец обратился в Администрацию МО Инзенское городское поселение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и с заявлением об обеспечении жильем в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» №714 от 07.05.2008 года. На основании постановления Администрации МО Инзенское городское поселение от 21.01.2010 года Цыкин Д.Ф. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Пакет документов был направлен в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Однако впоследствии документы были возвращены с разъяснением, в котором указывалась на отсутствие у Цыкина Д.Ф. полного пакета документов необходимого для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Из представленных истцом документов усматривалось, что он является собственником жилого дома, расположенного в с. ... (территория МО Инзенское городское поселение). Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ постановлением Администрации муниципального образования от 01.12.2009 года была создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО Инзенское городское поселение. 03.03.2010 года межведомственной комиссией были обследованы жилищные условия истца. По результатам обследования комиссия пришла к заключению о том, что жилой дом истца пригоден для проживания. То обстоятельство, что в доме необходимо проведение ремонта крыши, пола, не имеется водопровода и канализации основанием для признания жилого помещения не пригодным жилья для проживания не является. Собственники жилых помещений несут в соответствии с гражданским и жилищным законодательством бремя содержания принадлежащего им на праве собственности имущества. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади МО Инзенское городское поселение от 21.07.2010 года Цыкин Д.Ф. был снят с учета на улучшение жилищных условий, поскольку обеспечен пригодным для проживания жилым помещением в соответствии с учетной нормой. Просит отказать Цыкину Д.Ф. в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, представив отзыв, в котором указывает следующее. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области, являющее правопреемником Департамента социальной защиты населения Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, соответствующий пакет документов. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующим за отчетным, направляет их в Департамент. В представленных органом местного самоуправления списках Цыкин Д.Ф. не значится. Следовательно, Минтруда и соцразвития Ульяновской области не вправе выдать ему свидетельство о праве на социальную выплату.

Представитель ответчика – Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, возражений на исковые требования не представил. О месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика – Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика. В отзыве указывает на непризнание иска в полном объеме, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу.

В частности указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан (ст. 23.2).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года №138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Данная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.

Для получения свидетельства Получатель должен предоставить в орган местного самоуправления муниципального образования соответствующие документы. Уполномоченный орган осуществляет прием документов, формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Министерство труда и социального развития Ульяновской области формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области, запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, на получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов...

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Таким образом, в бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов ВОВ не предусматриваются, так как финансирование мер социальной поддержки участников ВОВ в виде обеспечения жильем является расходными обязательствами РФ. Просит в иске отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика – Администрации МО Инзенское городское поселение, исследовав письменные доказательства дела, суд считает исковые требования Цыкина Д.Ф. не подлежащими удовлетворению.

Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно положениям ст. 23.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны…

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области).

Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области).

Минтруда и соцразвития Ульяновской области на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.

Как следует из вышеприведенных нормативно-правовых актов, граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Цыкин Дмитрий Федорович является участником, ветераном Великой Отечественной войны (л.д.25,38).

С 01.02.1978 года по настоящее время Цыкин Д.Ф. зарегистрирован и проживает по адресу с. ... (л.д.4,6).

Из материалов дела, в частности, выписки из похозяйственной книги №3, лицевой счет №247, страница 36 усматривается, что жилой дом с надворными постройками по указанному адресу принадлежит истцу на праве собственности, год постройки дома 1973, общая площадь дома 40 кв.м. (л.д.28).

Цыкин Д.Ф. обратился в администрацию МО Инзенское городское поселение по вопросу улучшения его жилищных условий в связи с отсутствием своего жилья.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади МО Инзенское городское поселение от 21.01.2010 года Цыкин Д.Ф. был принят на учет, как нуждающийся на улучшение жилищных условий.

Документы с заявлением Цыкина Д.Ф. о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета были направлены в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Письмом Департамента социальной защиты населения Ульяновской области от 23.06.2010 года №4785 документы Цыкина Д.Ф. были возвращены Администрации МО Инзенское городское поселение. При этом указано, что предоставлен не полный пакет документов, необходимый для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади МО Инзенское городское поселение от 21.07.2010 года Цыкин Д.Ф. был снят с учета на улучшение жилищных условий, поскольку проживает в пригодном для проживания помещении по адресу с. Троицкое ул. Школьная дом 37. Площадь указанного помещения составляет 40 кв.м. Цыкин в указанном жилом помещении проживает один, является обеспеченным по норме предоставления. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. В решении имеется ссылка на акт межведомственной комиссии по обследованию жилищных условий от 03.03.2010 года.

Суд полагает, что указанное решение является законным.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5).

Постановлением главы МО Инзенское городское поселение от 14.05.2007 года №84 установлена учетная норма площади жилого помещения в МО Инзенское городское поселение в размере 12 кв.м. общей площади на человека (л.д.50).

Площадь жилого дома, в котором проживает истец, составляет 40 кв.м., то есть истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы.

Не подтверждены в судебном заседании доводы истца о непригодности для проживания принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, в связи с отсутствием канализации, водопровода, центрального отопления, а также необходимости ремонта дома и надворных построек.

В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Обследование дома Цыкина Д.Ф. произведено межведомственной комиссией администрации МО Инзенское городское поселение 03.03.2010 года. В результате обследования установлено, что жилой дом является неблагоустроенным, инженерные коммуникации в нем отсутствуют, отопление печное. Прилегающая к дому территория занята надворными постройками, требующими проведения ремонта. Требуется проведение частичного ремонта крыши. На печи и стенах имеется отслоение штукатурки. Необходима замена пола в доме. В нарушение СанПин 2.1.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» высота жилого помещения составляет 2.3 м. (п.3.3), отсутствуют вентиляционные каналы (п.4.5), отсутствует городской водопровод и канализация (п.4.5). По результатам обследования комиссия пришла к заключению о признании жилого помещения пригодным для проживания.

Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Таким образом, жилое помещение истца соответствует нормам благоустройства в сельской местности.

Кроме того, в силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 30 Жилищного кодекса РФ также предусматривает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

Анализ указанных положений закона позволяет суду сделать вывод о том, что не является основанием для признания Цыкина Д.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий то обстоятельство, что принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение нуждается в производстве ремонта. Истцом не представлено доказательств о непригодности жилого помещения для проживания.

Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для удовлетворения его требований о включение в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», предоставлении указанной выплаты в порядке очередности не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,56,194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковые требования Цыкина Д.Ф. к администрации муниципального образования Инзенское городское поселение, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области) о включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», предоставлении указанной выплаты в порядке очередности оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: