Решение Именем Российской Федерации 20 октября 2010года г.Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М., с участием прокурора Никишина И.М., при секретаре Зудилиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области по непринятию в собственность объекта культурного наследия – «Церкви Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)», расположенного в *** и обязывание принять в собственность поселения данный объект. Установила: Прокурор Инзенского района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области по непринятию в собственность объекта культурного наследия – «Церкви Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)», расположенного в *** и обязывание принять в собственность поселения данный объект. В обосновании требований указал, что проведённой прокуратурой Инзенского района проверкой было установлено, что на территории муниципального образования (далее - МО) Валгусское сельское поселение Инзенского района в *** находится объект культурного наследия регионального значения – «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)», поставленный на государственную охрану решением Ульяновского облисполкома от 12.02.1990 №79. «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)» в настоящее время собственника не имеет. Согласно п.13 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения. «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)», поставленная на государственную охрану решением Ульяновского облисполкома от 12.02.1990, находится на территории муниципального образования Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области в ***. Частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи, и связанная с ней общим назначением (принадлежность) следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Данные положения Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры), которые согласно Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являются объектами недвижимого имущества. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, в том числе администрации поселений. В соответствии с Положением о принятии на учёт бесхозяйных вещей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной регистрационный службы. Согласно Устава МО Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области администрация поселения обладает правами юридического лица и тем самым, в соответствии с п.5 Положения обладает правом постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества. Объект культурного наследия – «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)» в собственность МО Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области не принята. В результате бесхозности объекта культурного наследия «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)» со временем разрушается, что приведёт к утрате памятника истории. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов субъектов Российской Федерации и неопределённого круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Ульяновской области Никишин И.М. основания и доводы, изложенные в заявлении, полностью поддержал, при этом уточнил требования. В настоящее время просит суд признать бездействие администрации МО Валгусское сельское поселение выразившееся в неосуществление действий по постановке на учёт бесхозного имущества («Церковь Живоначальной Троицы, православный приходской трёхпрестольный храм»), находящегося в *** МО Валгусское сельское поселение незаконным. Возложить на администрацию МО Валгусское сельское поселение Инзенского района обязанность обращения в *** с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества - «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)". Представитель ответчика МО Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области Жаринов С.А. (глава поселения) в судебном заседании пояснил, что «Церковь Живоначальной Троицы», находящаяся в *** была построена по приказу Екатерины II. В настоящее время Церковь не действующая, находится в полуразрушенном состоянии. Денежных средств на её восстановление в поселении не имеется. Представитель третьего лица – Комитета Ульяновской области по культурному наследию Правительства Ульяновской области извещённый своевременно и надлежащим образом о дне и часе рассмотрения дела в суд не явился. Из представленного в суд отзыва видно, что «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)" *** является объектом культурного наследия и поставлен был на государственную охрану решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов 12.02.1990 №79. Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 №959-р уточнено наименование данного объекта, по результатам инвентаризации: «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)». Пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Таким образом, спорный объект культурного наследия является объектом культурного наследия регионального значения («Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)". Данный объект, как было установлено проведённой прокуратурой Инзенского района проверкой, является бесхозяйным имуществом. Следовательно, вопросы приобретения права собственности на такое имущество регулируются статьёй 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно абзацу 1 пункту 3 данной статьи бесхозяйная недвижимая вещь до решения вопроса о праве собственности на неё подлежит принятию на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В том случае, если в течение года не стал известен собственник бесхозяйного имущества, соответствующий орган местного самоуправления вправе подать иск о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. Таким образом, закон устанавливает обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимая вещь, в первую очередь подать заявление о постановке на учёт этой вещи в государственный орган, предусмотренный пунктом 2 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей. Цель данной процедуры – это не безусловное последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, а государственный учёт бесхозяйного недвижимого имущества, а также предоставление возможности надлежащему собственнику объявить себя (если он неизвестен), либо пересмотреть своё решение об отказе от права собственности (абз..3 п.3 ст.225 ГК РФ). Поэтому считает, что требование об обязывание ответчика по делу принять спорный объект культурного наследия в собственность МО Валгусское сельское поселение преждевременным ввиду возможности объявления собственника в установленный законом срок. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточнённые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области законными и обоснованными. Материалами дела было установлено следующее. Решением Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов №79 от 12.02.1990года Троицкая церковь, находящаяся в *** Инзенского района Ульяновской области была поставлена на государственную охрану, как памятник истории и культуры (л.д.7-12). Впоследствии распоряжением главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 №959-р было уточнено наименование данного объекта на «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трехпрестольный храм)". Согласно справки, выданной главой администрации МО Валгусское сельское поселение вышеуказанный объект расположен на территории МО Валгусское сельское поселение, а именно в *** Инзенского района Ульяновской области. Данный объект является бесхозяйным имуществом (л.д.6). Пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Объект культурного наследия - «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)" является объектом культурного наследия регионального значения. Пункт 13 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения. Из Устава МО Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области следует, что администрация поселения обладает правами юридического лица. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (статья 225 часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с абзацем 1 пункта 3 вышеуказанной статьи бесхозяйная недвижимая вещь до решения вопроса о праве собственности на неё подлежит принятию на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В том случае, если в течение года не стал известен собственник бесхозяйного имущества, соответствующий орган местного самоуправления вправе подать иск о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. Следовательно, закон установил обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимая вещь подать заявление о постановке на учёт этой вещи в государственный орган, предусмотренный пунктом 2 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей. Исходя из вышесказанного, суд находит уточнённые исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район» с ответчика администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение следует взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-198ГПК РФ, судья РЕШИЛА: Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, выразившееся в неосуществление мер по постановке на учёт бесхозяйного имущества – «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)", находящегося на территории *** Валгусского сельского поселения. Обязать администрацию муниципального образования Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области обратиться в *** с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества – «Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)", находящегося в *** Инзенского района Ульяновской области. Взыскать с администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район» государственную пошлину в сумме 200 (Двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: