об обязывании организации водоотведения и откачки сточных вод



Дело №2-531/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю.,

с участием прокурора Бычкова Д.С.,

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения», обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности организовать водоотведение и откачку канализационных стоков из выгребных ям многоквартирных жилых домов,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Инзенского района обратился с иском в защиту государственных экологических интересов и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения», обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности организовать водоотведение и откачку канализационных стоков из выгребных ям многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам г. Инза Ульяновской области ул. Гагарина дом ... ул. Луговая дом ..., ул. Огарева дома ... и ..., ул. Революции дом ..., ул. Санаторная дом ... ул. Энгельса дом ..., ул. Шоссейная дома ...

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки выявлено нарушение прав граждан при водоотведении канализационных стоков из многоквартирных жилых домов. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоотведения населения отнесена к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечении бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.

Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ» является управляющей организацией, которая обслуживает вышеуказанные многоквартирные дома. Указанные дома переданы МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» на обслуживание ООО «ЖЭУ» на основании договора от 01.07.2009 года и акта приема передачи. Данные жилые дома находятся в муниципальной собственности МО Инзенское городское поселение. Для сбора канализационных стоков каждый из обозначенных жилых домов имеет выгребную яму. До настоящего времени администрацией муниципального образования Инзенское городское поселение и ООО «ЖЭУ» не принято мер по организации водоотведения (откачка канализационных стоков из выгребных ям многоквартирных жилых домов). Договор на откачку сточных вод из выгребных ям со специализированной организацией не заключен. Непринятие мер по организации водоотведения явилось причиной того, что с 30.08.2010 года не осуществляется откачка канализационных стоков из выгребных ям указанных многоквартирных жилых домов. Выгребные ямы находятся в переполненном состоянии, затрудняющем отвод канализационных стоков из жилья граждан. Из переполненных выгребных ям происходит разлив нечистот, в том числе фекальных. Переполненные выгребные ямы являются очагами антисанитарии и создают условия для возникновения вспышки инфекционных заболеваний. Наличие в выгребных ямах значительного количества канализационных стоков сопровождается присутствием зловонных запахов в непосредственной близости от жилых домов и в подъездах жилых домов. Указанные факты привели к нарушению конституционных и жилищных прав граждан. Более того, непринятие соответствующих мер может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, ущерб жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании прокурор Бычков Д.С. исковые требования уточнил, пояснив, что не имеет никаких требований к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения», поскольку на обслуживании данной организации указанные в исковом заявлении жилые дома не находятся. В отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» и Администрации муниципального образования Инзенское городское поселение прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы искового заявления.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования Инзенское городское поселение Гурьянов А..А. с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснив, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования Инзенское городское поселение к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения водоотведения населения в границах поселения. Между тем, администрация муниципального образования фактически ничего не может сделать для организации водоотведения из выгребных ям многоквартирных жилых домов, указанных в исковых требованиях. Перечисленные прокурором жилые многоквартирные дома переданы на обслуживание ООО «ЖЭУ» с 01.08.2009 года. Управляющая компания обязана в соответствии с заключенными с гражданами договорами на обслуживание, заключить договор на откачку жидких бытовых отходов из выгребных ям, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, со специализированной организацией. Однако ООО «ЖЭУ» договор со специализированной организацией на откачку жидких бытовых отходов из выгребных ям до настоящего времени не заключило. С 01.08.2010 года водоотведение из выгребных ям многоквартирных жилых домов не производится. В указанных многоквартирных домах имеются квартиры, находящиеся в собственности муниципалитета, вследствие чего, нарушены права Администрации МО Инзенское городское поселение на своевременное водоотведение. Считая Администрацию МО Инзенское городское поселение ненадлежащим ответчиком, просит в иске прокурора к муниципалитету отказать.

Представитель ответчика – ООО «ЖЭУ» Рамазанов О.Р. с исковыми требованиями прокурора об организации водоотведения и откачке канализационных сто­ков из выгребных ям жилых домов не согласился, указав, что прокурор необоснованно ссылается на пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг граж­данам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307. Прокурору при подготовке иска было известно, что между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, перечисленных в исковом заявлении прокурором, и ООО «Система» был заключен публичный договор на водоотведение (откачку канализационных стоков из выгребных ям). То есть собственники жилых помещений в многоквартирных домах имели договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией в силу стст.426, 539-548 ГК РФ, п. 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. №167. В силу ст.ст.426, 539-548 ГК РФ, п. 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ пользование услугами водоснабжения и водоотведения осуществляют граждане (потребители), а основанием расторжения данного договора является только волеизъявление гражданина, направившего соответствующее уведомление ресурсоснабжающей организации (ч.1. ст.546 ГК РФ). В нарушение действующего законодательства ООО «Система» в одностороннем порядке расторгло договор с гражданами и с 01.08.2010 не производит откачку канализационных стоков.

Между ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» и собственниками жилых помеще­ний в многоквартирных домах отсутствуют договорные отношения в части предоставления по­следним ресурсов (в частности холодного водоснабжения и водоотведения), что подтверждается отсутствием соответствующего вида услуг (решение Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» от 26.11.2010г. №20). В силу изложенных обстоятельств считает ООО «ЖЭУ» ненадлежащим ответчиком и просит отказать прокурору в удовлетворении иска.

Представитель ответчика – МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселении» Мальтеева А.Р. пояснила, что на обслуживании МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселение» ни один из домов, указанных прокурором в иске, не находится. Согласна с уточнением исковых требований и освобождением МУП «ЖЭУ ИГП» от гражданско-правовой ответственности.

Представители третьего лица ООО «Система» Нахтигаль Ю.В., Щетинин А.А. исковые требования прокурора поддержали в полном объеме, пояснив, что ООО «Система», являясь ресурсоснабжающей организацией (водоснабжение и водоотведение в г. Инза Ульяновской области), имея на балансе общегородские очистные сооружения и специальную автомобильную технику по откачке и перевозке сточных вод (ЖБО) с 01.10.2009 года по 30.06.2010 года производило откачку и перевозку на городские очистные сооружения сточных вод из выгребных ям жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖЭУ» г.Инза. Оплату за вышеуказанные услуги жители домов осуществляли перечислением денежных средств на расчетный счет ООО «Система» через РКЦ ООО «РИЦ-Область». Подобное оказание коммунальных услуг жителям домов, являлось незаконной деятельностью, поскольку коммунальные услуги вышеуказанным категориям граждан должны оказывать только управляющие организации в управлении которых находятся эти жилые дома (ст.162 ЖК РФ, ПП РФ №307 от 23.05.2006г.).

По этой причине, руководством ООО «Система» было принято решение перейти на законные, определенные Гражданским законодательством, правоотношения и заключить договор на оказание услуг по откачке сточных вод из выгребных ям жилых домов непосредственно с их управляющими организациями.

О вышеуказанных намерениях ООО «Система» 30.06.2010 года своими письмами известила все заинтересованные стороны и предложило управляющей организации ООО «ЖЭУ» выразить свои намерение в деле заключения договора откачки сточных вод из выгребных ям его домов. ООО «ЖЭУ» в своем письме от 21.07.2010 года № 169 выразило намерение заключить договор на оказание услуг по откачке сточных вод из выгребных ям жилых домов, находящихся в его управлении. В адрес ООО «ЖЭУ» был направлен проект договора № И/жбо-200 от 01.07.2010 года. Кроме того ООО «Система» предоставило управляющей организации услуги по откачке из выгребных ям сточных вод. ООО «ЖЭУ» договор подписан не был, а услуги по откачке сточных вод за июль 2010 года не были оплачены. С 01.08.2010 года ООО «Система» на основании ст.712ГКРФ приостановило выполнение услуг по откачке сточных вод, известив об этом ООО «ЖЭУ».

Просят удовлетворить исковые требования прокурора.

Представитель третьего лица – ООО «Коммунальные технологии» Щетинин А.А. исковые требования прокурора просит удовлетворить, пояснив, что третье лицо не представляло гражданам услуг по откачке канализационных выгребных ям.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, суд находит уточненные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам г. Инза Ульяновской области ул. Гагарина дом ... ул. Луговая дом ..., ул. Огарева дома ... и ..., ул. Революции дом ..., ул. Санаторная дом ... ул. Энгельса дом ..., ул. Шоссейная дома ... переданы МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» на обслуживание обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ» на основании договора от 01.07.2009 года и акта приема передачи. Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ» является управляющей организацией, которая обслуживает вышеуказанные многоквартирные дома.

Все вышеперечисленные многоквартирные дома имеют канализационные выгребные ямы, которые являются общим имуществом многоквартирного жилого дома, в соответствии с п. 2 п.п. д,ж «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Дома, расположенные по ул. Шоссейная, имеют одну общую выгребную яму.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В части 2 ст. 162 ЖК РФ указано, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Указанным Постановлением установлены права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, ответственность, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п.2 Правил).

В соответствии с п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в том числе, услугу водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

При этом в соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; в соответствии с п. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю…

Таким образом, исковые требования прокурора Инзенского района к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление», которому переданы в управление многоквартирные жилые дома по ул. Гагарина дом ... ул. Луговая дом ..., ул. Огарева дома ..., ул. Революции дом ..., ул. Санаторная дом ... ул. Энгельса дом ..., ул. Шоссейная дома ... о возложении обязанности организовать водоотведение и откачку канализационных стоков из выгребных ям являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд находит не состоятельными доводы представителя ООО «ЖЭУ» о том, что граждане вправе сами заключить договора на водоотведение со специализированной организацией в соответствии с п. 11 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167, ст.ст. 426, 539-548 ГК РФ.

Так, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167 определено понятие абонента, как юридического лица, а также предпринимателя без образования юридического лица, имеющего в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключивших с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;

В соответствии с п.3 Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что заключение гражданами договора водоотведения с ресурсонабжающей организацией возможно лишь при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем.

В рассматриваемом споре жилые дома переданы в управление ООО «ЖЭУ». В свою очередь ООО «ЖЭУ» с собственниками и нанимателями жилых помещений заключены договоры управления многоквартирным домом по типовой форме. В соответствии с п.1.2,1.3 такого договора управляющий – организация, уполномоченная Общим собранием собственников многоквартирного дома на выполнение функций по управлению домом (содержание и текущий ремонт общего имущества. Исполнители - организации различных форм собственности, на которые Управляющим на договорной основе возложены обязательства по представлению Собственнику работ (услуг) по капитальному ремонту, тепо-,водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению.

Управление эксплуатацией жилого фонда является уставной целью деятельности ООО «ЖЭУ» (л.д.56).

Доводы ООО «ЖЭУ» о том, что выгребные ямы были переданы ООО «Система» в аренду, в судебном заседании своего подтверждения не нашли. Указанное обстоятельство подтверждается актом приема-передачи имущества по договору аренды от 27.10.2009 года, в котором отсутствуют данные о передаче ООО «Система» в аренды выгребных ям. Кроме того, как указано выше, выгребные ямы являются общим имуществом многоквартирного дома.

То обстоятельство, что ООО «Система» с октября 2009 года по 30.06.2010 года представляло гражданам услуги по водоотведению судом исследовано. Данные правоотношения противоречили положениям ст. 162 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». ООО «Система» в адрес ООО «ЖЭУ» был направлен проект договора № И/жбо-200 от 01.07.2010 года. В период с 1 июля по 1 августа 2010 года ООО «Система» предоставило управляющей организации услуги по откачке из выгребных ям сточных вод. ООО «ЖЭУ» договор подписан не был, а услуги по откачке сточных вод за июль 2010 года не были оплачены.

Обоснованными суд считает требования прокурора о возложении обязанности организовать водоотведение и откачку канализационных стоков из выгребных ям на Администрацию МО Инзенское городское поселение.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоотведения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Указанное положение отражено в статье 8 п. 4 Устава МО Инзенское городское поселение (л.д.28).

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Судом установлено, что с 1 августа 2010 года откачка канализационных стоков не производится. Выгребные мы находятся в переполненном состоянии, затрудняющем отвод канализационных стоков из жилья граждан. Из переполненных выгребных ям происходит разлив нечистот. Переполненные выгребные ямы являются очагами антисанитарии и создают условия для возникновения вспышки инфекционных заболеваний. Указанные факты привели к нарушению конституционных и жилищных прав граждан. Непринятие соответствующих мер может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, ущерб жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А :

Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования Инзенское городское поселение, общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» обязанность организовать водоотведение и откачку канализационных стоков из выгребных ям многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам г. Инза Ульяновской области ул. Гагарина дом ... ул. Луговая дом ..., ул. Огарева дома ..., ул. Революции дом ..., ул. Санаторная дом ... ул. Энгельса дом ..., ул. Шоссейная дома ...

Взыскать с Администрации Инзенского городского поселения, общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район» в сумме по 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: