Об отказе во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ребик И.А., действующей в интересах Воронина А.В., к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, предоставлении указанной выплаты в порядке очередности,

У С Т А Н О В И Л А:

Ребик И.А., действующая в интересах Воронина А.В., обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.23.2 ч.3 п.2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», предоставлении указанной выплаты, в порядке очередности.

В обоснование требований указала, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади муниципального образования «Инзенское городское поселение» от 21.01.2010 года Воронин А.В. был принят на учет, как имеющий право на социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.23.2 ч.3 п.2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах». 21.07.2010 года Воронин А.В. был снят с указанного учета в связи с утратой якобы оснований для получения жилого помещения согласно п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем никаких изменений в его жилищных условиях не произошло. Считает, что последний был снят с учета незаконно и просит удовлетворить иск.

В судебном заседании Ребик И.А. основания и доводы, приведённые в заявление, поддержала, просит суд удовлетворить её требования. Кроме того дополнила, что её дедушка по линии матери – Воронин А.В., *** года рождения, является участником Великой Отечественной войны 1941-1945гг.(далее ВОВ), инвалидом 2 группы. До 1998года Воронин А.В. проживал и был зарегистрирован по адресу: ***. Данное жилое помещение принадлежало ему на праве собственности. Так как жилое помещение было без удобств, Воронин А.В. в 2002 году продал квартиру и стал постоянно проживать у своей дочери – Гладковой М.А. по адресу: ***. Зарегистрирован Воронин А.В. по адресу: ***. Воронин А.В. имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета, так как не имеет собственного жилья.

Воронин А.В. извещённый о дне и часе слушания дела, в судебное заседание не явился.

Определением судьи от 11.11.2010года по делу в качестве третьего лица на стороне истца была привлечена Гладкова М.А.. В судебном заседании Гладкова М.А. основания и доводы, изложенные Ребик И.А., полностью поддержала, просит требования удовлетворить. В суде пояснила, что имеет в собственности жилые помещения – 2-х комнатную квартиру по адресу: ***, 2-х комнатную квартиру по адресу: ***, однокомнатную квартиру по адресу: ***. Вместе с ней по адресу: *** проживает её отец – Воронин А.В., который по возрасту (96 лет) и состоянию здоровья не может жить отдельно. Не отрицает факта того, что последний является членом её семьи. Вместе с тем, согласно действующего законодательства Российской Федерации её отец имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета как участник ВОВ, так как не имеет собственного жилья.

Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Баранова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Ребик И.А. не согласилась. В суде пояснила, что Воронин А.В. является участником ВОВ. Постановлением Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» от 21.01.2010года №23 последний был принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий рассматривалось условие отсутствие собственного жилья у Воронина А.В. Однако впоследствии было установлено, что заявитель проживает в квартире, расположенной по адресу: ***, вместе с внучкой и является членом её семьи. Кроме того, согласно постановления главы МО «Инзенское городское поселение» от 14.05.2007г. №84 установлена учётная норма предоставления жилого помещения – 12кв.м. на одного человека от общей площади жилого помещения. Поскольку Воронин А.В. прописан и проживает в жилом помещении общей площадью 44,52 кв.м. он является обеспеченным жилой площадью согласно учётной норме. На внеочередном заседании комиссии по учёту и распределению жилой площади МО «Инзенское городское поселение», которое состоялось 21.07.2010г. (протокол ***), было принято решение о снятии Воронина А.В. с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Просит суд в удовлетворении исковых требований Ребик И.А., действующей в интересах Воронина А.В., отказать.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области) в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Из отзыва, представленного в суд видно, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области, являющегося правопреемником Департамента социальной защиты населения Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, соответствующий пакет документов. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующим за отчетным, направляет их в Департамент. В представленных органом местного самоуправления списках Воронин А.В. не значится. Следовательно, Министерство труда и социального развития Ульяновской области не вправе выдать ему свидетельство о праве на социальную выплату.

Представитель ответчика – Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Из отзыва на иск усматривается, что в исковом заявлении не содержится каких-либо конкретных требований, обращённых к Минрегиону России, а также сведений о совершении Минрегионом России в отношении Воронина А.В. неправомерных действий (бездействий). Требования истца, предъявленные к Минрегиону России, необоснованны и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе, указанных в статье 15 Федерального закона от 12.01.1995 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение ФЗ от 12.01.1995 года Постановлением Правительства от 15.10.2005 №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Правила).

Ульяновской области в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, установленных ФЗ «О ветеранах» денежные средства в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 31.03.2010года №472-р, от 20.08.2010 года №1399-р, соглашениями от 29.12.2008 № 594/72-18 и от 22.07.2009 года №290/07 перечислены в полном объеме.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставление мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение жильем участников Великой Отечественной Войны относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае если согласно пункту 12 Правил предоставление мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение жильем участников Великой Отечественной Войны органом государственной власти передано органам местного самоуправления, то этим полномочием также имеют право наделять органы местного самоуправления.

Поскольку Минрегион РФ полномочиями по непосредственному обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19 и 21 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не наделен, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Ребик И.А., действующей в интересах Воронина А.В., к Минрегиону РФ.

Представитель ответчика – Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика. В отзыве указывает на непризнание иска в полном объеме, считая себя ненадлежащими ответчиками по делу.

В частности указывает, что в соответствии со ст.15 Федерального Закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан (ст. 23.2).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006года №138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Данная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.

Для получения свидетельства Получатель должен предоставить в орган местного самоуправления муниципального образования соответствующие документы. Уполномоченный орган осуществляет прием документов, формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Министерство труда и социального развития Ульяновской области формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области, запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, на получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005года №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов...

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Таким образом, в бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов ВОВ не предусматриваются, так как финансирование мер социальной поддержки участников ВОВ в виде обеспечения жильем является расходными обязательствами РФ. Просит в иске отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав истца Ребик И.А., действующую по доверенности от 21.10.2010 года в интересах Воронина А.В., представителя ответчика – Администрации МО «Инзенское городское поселение» Баранову О.С., суд считает иск необоснованным и не подлежащими удовлетворению.

Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно положениям ст.23.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны…

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06г. №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области).

Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. №138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области).

Министерство труда и социального развития Ульяновской области на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.

Таким образом, граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при наличии двух оснований - если они относятся к числу определенных вышеуказанными Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Материалами дела установлено следующее.

Воронин А.В., *** года рождения, является участником Великой Отечественной войны 1941-1945гг., инвалидом 2 группы по общему заболеванию (л.д.6).

Согласно паспортных данных Воронин А.В. с 20.02.2002 года зарегистрирован по адресу: *** (л.д.4-5).

Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Гладковой М.А. (дочери Воронина А.В.). Общая площадь квартиры 44,52 кв.м. (л.д.7-8).

Согласно справки формы 8, выданной домоуправом МУП ЖЭУ ***, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрировано 2 человека - Воронин А.В., К*** (л.д.11).

До 13.02.2002 года Воронин А.В. был зарегистрирован и проживал по адресу: ***. Данное жилое помещение принадлежало последнему на праве собственности.

В судебном заседании было бесспорно установлено, что Воронин А.В. фактически проживает по адресу: Ульяновская область, *** с дочерью – Гладковой М.А.

Данное жилое помещение также принадлежит на праве собственности Гладковой М.А. Общая площадь помещения составляет 44,28кв.м.

В соответствии со справкой формы 8, выданной домоуправом МУП ЖЭУ *** 12.11.2010года в квартире зарегистрировано 2 человека – Гладкова М.А., Г***

07.12.2009 года Воронин А.В. обратился в администрацию МО «Инзенское городское поселение» с заявлением о предоставление ему жилого помещения как участнику ВОВ, указывая, что своего жилья не имеет.

Постановлением администрации МО «Инзенское городское поселение» от 21.01.2010 Воронин А.В. был принят на учет, как нуждающейся на улучшение жилищных условий.

Документы с заявлением Воронина А.В. о выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета были направлены в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Впоследствии письмом Департамента социальной защиты населения Ульяновской области документы Воронина А.В. были возвращены администрации МО «Инзенское городское поселение», с указанием на то, что предоставлен не полный пакет документов, необходимый для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади МО «Инзенское городское поселение» от 21.07.2010 года Воронин А.В. был снят с учета на улучшение жилищных условий.

Из протокола *** от 21.07.2010 года внеочередного заседания комиссии по учёту и распределению жилой площади МО «Инзенское городское поселение» усматривается, что Воронин А.В. утратил основания для получения жилого помещения за счёт средств федерального бюджета.

Суд полагает, что указанное решение является законным.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- неявляющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5).

Постановлением главы МО «Инзенское городское поселение» от 14.05.2007года №84 установлена учетная норма площади жилого помещения в МО «Инзенское городское поселение» в размере 12 кв.м. общей площади на человека.

Как было установлено в судебном заседании Воронин А.В. зарегистрирован в *** в ***. Фактически проживает по адресу: ***. Данные жилые помещения принадлежат на праве собственности Гладковой М.А., дочери Воронина А.В., членам семьи которой последний является. Указанное обстоятельство в судебном заседании подтвердила и истец по делу – Ребик И.А., а также 3-е лицо на стороне истца – Гладкова М.А. На указанной площади зарегистрировано 4 человека. Таким образом, на каждого проживающего приходится 22,20 кв.м., что более учётной нормы.

Анализ собранных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что обеспеченность Воронина А.В. жильем соответствует установленной учетной норме и нормам благоустройства в сельской местности, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Ребик И.А. о включение в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч. 3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», предоставлении указанной выплаты в порядке очередности её дедушки – Воронина А.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковые требования Ребик И.А., действующей в интересах Воронина А.В. к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области (ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области) о включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.23.2 ч.3 п.2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», предоставлении указанной выплаты в порядке очередности оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: