об отказе в признании незаконным бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности



Дело 2-540/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Борисовой А.Н.,

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района к Государственному учреждению социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка Инзенского района, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности здания,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском к Государственному учреждению социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка Инзенского района, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности здания - увеличить высоту и ширину дверного проема главного эвакуационного выхода в срок до 10.01.2011 года. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Инзенского района совместно с должностными лицами отделения Госпожнадзора проверки соблюдения требований правил пожарной безопасности в Государственном учреждении социального обслуживания Социально-реабилитационный центр «Рябинка» в с. Труслейка выявлены нарушения. Так, по состоянию на 02.02.2010 года в учреждении имелись следующие нарушения: отделка стен на путях эвакуации у главного эвакуационного выхода из здания выполнена из сгораемых материалов; не увеличена ширина и высота дверного проема главного эвакуационного выхода. По состоянию на 18.06.2010 года остались неустранимыми два нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: не увеличены высота и ширина дверного проема главного эвакуационного выхода из здания – нарушены п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 п. 6.16.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Собственником учреждения ГУ СО СРЦ «Рябинка» является Министерство труда и социального развития. Несоблюдение должностными лицами требований закона по обеспечению пожарной безопасности учреждения может поставить под угрозу жизнь и здоровье людей – воспитанников и обслуживающего персонала, состав которых меняется, а также иных лиц, посещающих учреждение, в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Борисова А.Н. исковые требования уточнила. Просит исключить из числа ответчиков Министерство труда и социального развития. Исковые требования к Государственному учреждению социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка поддержала в полном объеме, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка (далее ГУ СО СРЦН «Рябинка») Чеботарева С.Н. в судебном заседании пояснила, что нарушение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности действительно имеется: высота дверного проема главного эвакуационного выхода составляет 1,86 м., ширина – 73 см. Однако устранить данное нарушение не представляется возможным, поскольку над входом находится лестничный марш, а ширина всей стены, где расположен вход – 1,10 м. Здание Центра типовое, ранее в здании располагался детский сад на 90 мест; введено в эксплуатацию в 1984 году. Согласно ответу Проектного института Ульяновскагропромпроект увеличение по ширине и высоте центрального входа Центра в с. Труслейка не представляется возможным в связи с ограничением его плитой лестничной площадки. По проекту данного учреждения строилось здание детского сада. Такое же заключение дала 24.11.2010 года независимая комиссия. При вводе в эксплуатацию всеми службами, в том числе службой пожарного надзора, подписывался акт о соответствии здания строительным нормам и правилам. Данный акт представить не может, поскольку он хранился в Труслейском сельсовете и был уничтожен в результате пожара. До 2008 года никаких предписаний по поводу высоты и ширины дверного проема главного эвакуационного выхода в адрес ГУ СО СРЦН «Рябинка» не выносилось. Считает, что требования Регламента не распространяются на здания, построенные в соответствии с ранее действовавшими строительными нормами и правилами. Кроме того, никакой угрозы жизни и здоровья воспитанников Центра, обслуживающего персонала в случае возникновения пожара и невозможности использовать главный эвакуационный выход, не имеется, поскольку в здании имеется еще 9 эвакуационных выходов, соответствующих требованиям правил пожарной безопасности: 3 на втором этаже и 6 на первом этаже. Указанное обстоятельство подтверждается расчетом уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия опасных факторов пожара на людей, эффективности систем обеспечения пожарной безопасности, составленным ООО «ПожТехЭкспертиза» 12.11.2010 года. Просит в иске прокурора отказать в полном объеме.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства, отказать прокурору в удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Ульяновской области. В отзыве, в частности указывает, что согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно уставу Государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка» учреждение отвечает по свои обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и иным имуществом. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Ульяновская область. Полномочия собственника государственного имущества Ульяновской области, находящегося на праве оперативного управления, осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним на праве оперативного управления государственным имуществом. Учреждение находится в ведении Министерства труда и социального развития Ульяновской области, которое одновременно выступает его учредителем.

Представитель третьего лица – Отделения государственного пожарного надзора по Инзенскому району Управления Государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области ФИО7 исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. При этом пояснил, что нарушение правил пожарной безопасности - несоответствие ширины и высоты дверного проема главного эвакуационного выхода ГУ СО СРЦН «Рябинка» имеет место. Он не может пояснить, имеется ли техническая возможность устранить указанное нарушение, поскольку это не входит в его компетенцию. Директор СРЦН «Рябинка» обращалась по данному вопросу к главному пожарному инспектору области. Ей было разъяснено, что она может либо устранить нарушения в полном объеме, либо выполнить в полном объеме обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и произвести расчет пожарного риска, который не должен превышать допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Такой расчет был произведен. В нем указано, что риск отсутствует при полном соответствии остальных эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности. Однако расчет не устраняет нарушение. Здание является объектом с ночным режимом пребывания детей и обслуживающего персонала. Исходя из доказательств, представленных ответчиком, просит суд обязать ГУ СО СРЦН «Рябинка» увеличить высоту и ширину дверного проема главного эвакуационного выхода на максимально возможные величины.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.

Государственное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка в соответствии с уставом является юридическим лицом, от своего имени имеет право совершать любые не запрещенные законодательством сделки, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде (раздел 1 п.3.4 устава). Учреждение имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, в том числе здание Центра, расположенное по адресу с. Труслейка Инзенского района, собственником которого является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (раздел 4 п. 1).

В соответствии с разделом 6 устава стационарное отделение учреждения предназначено для реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте с 4 лет (в порядке исключения с 3-х лет) до 18 лет в условиях круглосуточного проживания.

Согласно акту выездной внеплановой проверки №114 от 18.06.2010 года, составленному начальником ОГПН по Инзенскому району – главным государственным Инспектором Инзенского района по пожарному надзору ФИО6, в задании ГУ СО СРЦН «Рябинка» выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, не устраненных по предписанию №17/17/1-4 от 02.02.2010 года: не увеличена высота дверного проема главного эвакуационного выхода до 1,9 м., не увеличена ширина дверного проема главного эвакуационного выхода из здания до 1,2 м (фактически ширина составляет 73 см.), чем нарушены п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 6.16.

В судебном заседании установлено, что указанное нарушение действительно имеется.

Так, в соответствии п.5.21 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, в ред. Постановлений Госстроя РФ от 03.06.1999 №41; от 19.07.2002 № 90) здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества. К классу функциональной пожарной опасности Ф1.1 относятся детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений.

Пунктом 6.16 СНиП 21-01-97 установлено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, 0,8 м - во всех остальных случаях.

Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В соответствии с п.6.13 СНиП 21-01-97 этажи зданий класса Ф1.1 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Согласно ч. 2, 3 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

В статье 89 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.

Так, согласно ч. 1 ст. 89 эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут

1) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа; в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Частью 8 ст. 89 Технического регламента установлено, что количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

При этом, согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что здание ГУ СО СРЦН «Рябинка» представляет собой отдельно стоящее, двухэтажное здание, 2 степени огнестойкости, выполнено по типовому проекту, год постройки 1983. Площадь 1 этажа составляет 366,76 кв.м., 2 этажа – 330,24 кв.м. С первого этажа имеется 7 эвакуационных выходов, со второго этажа – 3 эвакуационных выхода: один через лестничную клетку первого типа, 2 выхода через прогулочные площадки на 2 наружные лестницы 2 типа. Здание относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1 с ночным пребыванием детей. На втором этаже общее число воспитанников 29 человек (возрастная группа от 8 до 18 лет), на 1 этаже – 16 человек (от 3 до 7 лет), итого 45 воспитанников; обслуживающий персонал в дневное время 21 человек, в ночное время – 5 человек.

До принятия Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» от 13.02.1997 №18-7 с последующими изменениями, действовал СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», утративший силу с введением в действие с 1 января 1987 года СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".

Указанными строительными нормами и правилами были установлены иные параметры для эвакуационных выходов. Так, в соответствии с п. 4.6. СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы» ширина путей эвакуации в свету должна быть не менее 1 м, дверей - не менее 0,8 м.

Таким образом, заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, что здание СРЦН «Рябинка» строилось по типовому проекту детского сада и на момент введения в эксплуатацию соответствовало строительным нормам и правилам.

Кроме того, нашли свое подтверждение доводы представителя ответчика о том, что техническая возможность увеличить высоту и ширину дверного проема главного эвакуационного выхода отсутствует.

Так, согласно ответу Проектного института Ульяновскагропромпроект от 19.06.2009 года увеличение по ширине и высоте центрального входа Центра в с. Труслейка (здание бывшего детского сада на 90 мест) не представляется возможным в связи с ограничением его плитой лестничной площадки. Из пояснений представителя ответчика усматривается, что здание детского сада строилось по проекту данного учреждения. Вся документация по строительству, в том числе акт ввода в эксплуатацию, проект, уничтожена во время пожара в Труслейском сельском Совете.

В соответствии с актом №1 от 24.11.2010 года независимой экспертизы по определению технической возможности изменения параметра ширины дверного проема в здании ГУ СО СРЦН «Рябинка», составленному комиссией в составе директора и мастера ООО <данные изъяты> имеющего сертификат соответствия в области ремонта и строительства жилья и других построек, увеличить ширину дверного проема главного эвакуационного выхода из здания возможно только до 1 метра, а до 1,2 метров не представляется возможным, поскольку расстояние между несущей стеной и лестницей составляет 1,10 м. (менее требуемой ширины 1,2 м).

Кроме того, в судебном заседании установлено, что дальнейшая эксплуатация здания социально-реабилитационного центра с несоответствующим по ширине и высоте главным эвакуационным выходом не может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Как указано выше, с первого этажа имеется 7 эвакуационных выходов (включая центральный), со второго этажа – 3 эвакуационных выхода. Из расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия опасных факторов пожара на людей, эффективности систем обеспечения пожарной безопасности, составленного ООО «ПожТехЭкспертиза» 12.11.2010 года, усматривается, что в учреждении при наличии имеющихся эвакуационных выходов обеспечивается эвакуация людей из 2-го и 1-го этажей здания; расчетная вероятность воздействия опасных факторов пожара на одного человека в года в здании не превышает допустимую. Из указанного расчета усматривается, что расчетная величина пожарного риска на здание определялась без учета главного эвакуационного выхода.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора не могут быть признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, следует отметить, что прокурор, иные заинтересованные лица имеют право обратиться с исковыми требованиями о запрете деятельности ГУ СО СРЦН «Рябинка» в соответствии с Гражданским законодательством РФ в случае, если дальнейшая эксплуатация здания представляет угрозу жизни и здоровью воспитанников и обслуживающего персонала.

Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 14,56, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А :

Исковые требования прокурора Инзенского района к Государственному учреждению социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка Инзенского района о признании незаконным бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности здания, а именно увеличить высоту и ширину дверного проема главного эвакуационного выхода в срок до 10.01.2011 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: