О признании наказанным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы норматовно правовых актов и проектов нормативно правовых актов; заявление удовлетворено.



Дело №2-177/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

5 апреля 2011 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

с участием заместителя прокурора Инзенского района Кузнецова И.А.,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коржевское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л :

Прокурор Инзенского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коржевское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой в деятельности администрации МО «Коржевское сельское поселение» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

Так, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б)по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.

Согласно ст. 2 указанного закона муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции.

Согласно ст. 3 данного закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1)признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и

гражданина;

2)законность;

3)публичность и открытость деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления;

4)неотвратимость ответственности за совершение коррупционных
правонарушений;

5)комплексное использование политических, организационных,
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер;

6)приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7)сотрудничество государства с институтами гражданского общества,
международными организациями и физическими лицами.

Согласно ст. 6 названного закона профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1)     обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2)     оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);

4)     компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5)     сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно ст. 3 этого закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Как установлено прокурорской проверкой, ...2009 администрацией МО «Коржевское сельское поселение» издано распоряжение №... «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МО «Коржевское сельское поселение» и их проектов.

Однако, несмотря на наличие в администрации муниципального образования соответствующего Порядка, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительным органом в 2010 году и истекшем периоде 2011 года не проводилась и правовые заключения не составлялись.

Это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления полномочий, возложенных законом.

Непроведение экспертизы нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений.

Согласно ч.1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Индивидуализировать граждан, проживающих на территории МО «Коржевское сельское поселение», в силу объективных причин (смерть, рождение, выбытие, прибытие) не представляется возможным.

В судебном заседании заместитель прокурора Инзенского района Кузнецов И.А. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме и пояснил, что борьба с коррупцией является приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления. С целью противодействия коррупции на органы местного самоуправления федеральными законами возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и их проектов. Несмотря на то обстоятельство, что администрацией принято распоряжение об утверждении соответствующего порядка, в 2010 году и в истекшем периоде 2011 года антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводилась.

Представитель ответчика – администрации МО «Коржевское сельское поселение» Рубцова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась и пояснила, что действительно ...2009 администрацией МО «Коржевское сельское поселение» издано распоряжение №... «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МО «Коржевское сельское поселение» и их проектов. Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на специалиста П.В., которая в настоящее время в администрации поселения не работает. Проведение экспертизы возложено на нее (Рубцову Н.А.), однако у нее не имеется соответствующего образования и опыта работы. В связи с этим экспертиза не проводилась. Более того, проведение антикоррупционной экспертизы лицам, не имеющим высшего юридического образования, прямо запрещено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Коржевское сельское поселение», суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Далее – Закон о противодействии коррупции) под противодействием коррупции понимается в том числе деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б)по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.

Статьей 2 указанного закона правовую основу противодействия коррупции составляют в том числе муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии коррупции профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Далее Закон об антикоррупционной экспертизе) основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1)     обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2)     оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3)     обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);

4)     компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5)     сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно ст.3 указанного закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.4 Закона об антикоррупционной экспертизе выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается представителем ответчика, факт непроведения в 2010 – 2011 г.г. администрацией МО «Коржевское сельское поселение» антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В указанный период администрацией поселения издавались нормативные правовые акты, требующие проведения антикоррупционной экспертизы.

Так, ...2010 года издано постановление №... «Об утверждении административного регламента по предоставлению жилых помещений муниципального фонда инвалидам ВОВ и семьям погибших воинов, состоящих на учете нуждающихся в жилье», ....2010 года – постановление №... «Об утверждении положения об оплате труда работников, замещающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности», ....2011 года – постановление №... «Об утверждении положения о комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим и работникам, замещающим должности, не отнесенные к муниципальным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности».

Отсутствие в штате администрации МО «Коржевское сельское поселение» лиц, имеющих высшее юридическое образование и соответствующий опыт работы для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Коржевское сельское поселение», выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов незаконным.

Обязать администрацию МО «Коржевское сельское поселение» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья