Дело №2-165/2011 Р Е Ш Е Н И Е 06 апреля 2011 года г.Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю., с участием заместителя прокурора Инзенского района Кузнецова И.А., при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Инзенского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой в деятельности администрации МО Валгусское сельское поселение выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Так, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и б)по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных Согласно ст. 2 указанного закона муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции. Согласно ст. 3 данного закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1)признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2)законность; 3)публичность и открытость деятельности государственных органов и 4)неотвратимость ответственности за совершение коррупционных 5)комплексное использование политических, организационных, 6)приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7)сотрудничество государства с институтами гражданского общества, Согласно ст. 6 названного закона профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Согласно ст. 3 этого закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. Как установлено прокурорской проверкой, 23.10.2009 администрацией МО Валгусское сельское поселение издано распоряжение №19 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МО Валгусское сельское поселение и их проектов. Однако, несмотря на наличие в администрации муниципального образования соответствующего Порядка, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительным органом в 2010 году и истекшем периоде 2011 года не проводилась и правовые заключения не составлялись. Это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления полномочий, возложенных законом. Непроведение экспертизы нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений. В судебном заседании заместитель прокурора Инзенского района Кузнецов И.А. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме и пояснил, что борьба с коррупцией является приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления. С целью противодействия коррупции на органы местного самоуправления федеральными законами возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и их проектов. Несмотря на то обстоятельство, что администрацией принято распоряжение об утверждении соответствующего порядка, в 2010 году и в истекшем периоде 2011 года антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводилась. Представитель ответчика – Глава администрации МО Валгусское сельское поселение Жаринов С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился и пояснил, что действительно администрацией МО Валгусское сельское поселение издано распоряжение №19 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МО Валгусское сельское поселение и их проектов. Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на специалиста В.В.П.. Однако у нее не имеется соответствующего образования и опыта работы, то есть в вопросах проведения экспертизы она не компетентна. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО Валгусское сельское поселение, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) под противодействием коррупции понимается в том числе деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и б)по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных В статье 2 указанного Закона указано, что правовую основу противодействия коррупции составляют в том числе муниципальные правовые акты. В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии коррупции профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Закон об антикоррупционной экспертизе) основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Согласно ст.3 указанного закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.4 Закона об антикоррупционной экспертизе выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. В судебном заседании установлен факт непроведения в 2010 – 2011 г.г. администрацией МО Валгусское сельское поселение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика. В указанный период администрацией поселения издавались нормативные правовые акты, требующие проведения антикоррупционной экспертизы. Так, 20.10.2010 года издано постановление №66 «Об утверждении административного регламента по предоставлению жилых помещений муниципального фонда инвалидам ВОВ и семьям погибших воинов, состоящих на учете нуждающихся в жилье», 24.12.2010 года – постановление №83 «О введении особого противопожарного режима», 15.03.2010 года постановление №16 «Об организации пропуска паводковых вод на территории МО Валгусское сельское поселение», 07.07.2010 года постановление №40 «О введении новой системы оплаты труда»; 09.07.2010 года постановление №42 «Об установлении особого противопожарного режима», 18.02.2011 года постановление №16 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги МО Валгусское сельское поселение по выдаче справок о наличии подсобного хозяйства», 18.02.2011 года постановление №17 «Об утверждении Положения о проведении аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий», 28.02.2011 года постановление №19 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги МО Валгусское сельское поселение «Выдача архивных справок, архивных выписок, архивных документов гражданам и организациям», 10.03.2011 года постановление №20 «Об определении объектов и вида обязательных работ для осужденных к обязательным работам», 31.03.2011 года постановление №24 «Об утверждении Положения об оплате труда работников, замещающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления МО Валгусское сельское поселение». Отсутствие в штате администрации МО Валгусское сельское поселение лиц, имеющих высшее юридическое образование и соответствующий опыт работы для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. При указанных обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ, являются законными, их удовлетворение соответствует интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А : Исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО Валгусское сельское поселение, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Обязать администрацию МО Валгусское сельское поселение обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья:
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
правонарушений.
органов местного самоуправления;
правонарушений;
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер;
международными организациями и физическими лицами.
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
правонарушений.
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);