О признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов; заявление удовлетворено.



Дело №2-173/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Морозова О.А.,

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Черемушкинское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Инзенского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Черемушкинское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, возложении обязанности обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой в деятельности администрации МО Черемушкинское сельское поселение выявлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

Так, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б)по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.

Согласно ст. 2 указанного закона муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции.

Согласно ст. 3 данного закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1)признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2)законность;

3)публичность и открытость деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления;

4)неотвратимость ответственности за совершение коррупционных
правонарушений;

5)комплексное использование политических, организационных,
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер;

6)приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7)сотрудничество государства с институтами гражданского общества,
международными организациями и физическими лицами.

Согласно ст. 6 названного закона профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1)     обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2)     оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);

4)     компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5)     сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно ст. 3 этого закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Как установлено прокурорской проверкой, 25.08.2009 администрацией МО Черемушкинское сельское поселение издано распоряжение №8 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МО Черемушкинское сельское поселение и их проектов».

Однако, несмотря на наличие в администрации муниципального образования соответствующего Порядка, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительным органом в 2010 году и истекшем периоде 2011 года не проводилась и правовые заключения не составлялись.

Это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления полномочий, возложенных законом.

Непроведение экспертизы нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений.

В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Морозов О.А. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме и пояснил, что борьба с коррупцией является приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления. С целью противодействия коррупции на органы местного самоуправления федеральными законами возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и их проектов. Несмотря на то обстоятельство, что администрацией принято распоряжение об утверждении соответствующего порядка, в 2010 году антикоррупционная экспертиза проведена по 7 нормативно-правовым актам, а в истекшем периоде 2011 года антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводилась.

Представитель ответчика – администрации МО Черемушкинское сельское поселение Лабанова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась и пояснила, что действительно администрацией МО Черемушкинское сельское поселение издано распоряжение №8 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МО Черемушкинское сельское поселение и их проектов. Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на нее, занимающую должность специалиста-юриста. Однако у нее не имеется соответствующего образования и опыта работы, то есть в вопросах проведения экспертизы она не компетентна. В связи с данным обстоятельством в 2010 году антикоррупционная экспертиза проведена с составление заключения по 7 нормативно-правовым актам, а в 2011 году не проводилась вообще.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО Черемушкинское сельское поселение, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) под противодействием коррупции понимается в том числе деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б)по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.

В статье 2 указанного Закона указано, что правовую основу противодействия коррупции составляют в том числе муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии коррупции профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Закон об антикоррупционной экспертизе) основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1)     обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2)     оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3)     обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);

4)     компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5)     сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно ст.3 указанного закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.4 Закона об антикоррупционной экспертизе выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлен факт непроведения в 2011 году и проведения в неполном объеме в 2010 году администрацией МО Черемушкинское сельское поселение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика.

В указанный период администрацией поселения издавались нормативные правовые акты, требующие проведения антикоррупционной экспертизы.

Так, 21.02.2011 года издано постановление №14 «Об организации пропуска паводковых вод в 2011 году на территории МО Черемушкинское сельское поселение», 25.02.2011 года постановление №15 «О введении на территории муниципального образования Черемушкинское сельское поселение особого противопожарного режима», 17.02.2011 года распоряжение №1 «О внесении изменений в распоряжение №12 от 21.12.2009 года «О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов», 22.03.2011 года постановление №20 «О планировании мероприятий гражданской обороны на территории МО Черемушкинское сельское поселение», 25.03.2011 года постановление №22 «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 25.03.2011 года постановление №23 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда МО Черемушкинское сельское поселение», 25.03.2011 года постановление №24 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств МО Черемушкинское сельское поселение».

В 2010 году антикоррупционная экспертиза проведена по 1 нормативно-правовому акту, принятому исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, требующему экспертного исследования: проекту постановления администрации МО Черемушкинское сельское поселение «Об утверждении целевой программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма на территории МО Черемушкинское сельское поселение». Другие заключения (всего 6) приняты по проектам решений Совета депутатов муниципального образования, а также по постановлениям администрации муниципального образования, не являющимся нормативно-правовыми.

В то же время, по ряду нормативно-правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводилась, к примеру: распоряжения администрации №4 и №5 от 27.09.2010 года «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», распоряжение №3 от 21.06.2010 года «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего Администрации Муниципального образования Черемушкинское сельское поселение к совершению коррупционных правонарушений», постановление №28 от 12.04.2010 года «О дополнении в постановление №15 от 25.02.2010 года «Об организации обучения населения МО Черемушкинское сельское поселение мерам пожарной безопасности», постановление №8 от 18.02.2010 года «Об утверждении перечня социально-значимых работ при участии граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности», постановление №12 от 19.02.2010 года «О создании подразделений пожарной охраны в МО Черемушкинское сельское поселение».

Отсутствие в штате администрации МО Черемушкинское сельское поселение лиц, имеющих высшее юридическое образование и соответствующий опыт работы для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ, являются законными, их удовлетворение соответствует интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А :

Исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Черемушкинское сельское поселение, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Обязать администрацию муниципального образования Черемушкинское сельское поселение обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: