О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности по ликвидации свалки; иск удовлетворен.



Дело №2-231/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» (Далее – МУП «ЖЭУ») о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора,

у с т а н о в и л :

Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «ЖЭУ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную между жилыми домами №... и №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.2.2 Устава МУП «ЖЭУ» предметом и целью деятельности данного предприятия является: сбор, вывоз и захоронение бытовых отходов и мусора с территории Инзенского городского поселения.

В нарушение указанных требований законов в г.Инза с начала 2011 года и по настоящее время по ул...., между домами №... и №... имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы размещаются прямо на земле.

Какой-либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется. Территория близ этой несанкционированной свалки завалена спиленными деревьями.

Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны.

Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс.

Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза.

Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.

Неисполнение администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Рослякова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив, что администрацией поселения проводится работа с населением с целью предотвращения фактов несанкционированного выброса мусора. Вместе с тем, каждую весну на территории поселения образуются новые несанкционированные свалки. Произвести уборку одновременно всех образовавшихся за зиму свалок не представляется возможным. Администрацией города разработан график встреч с жителями г.Инза по вопросам благоустройства. Кроме того, ...2010 года в аренду ООО «Г...-С...» передан полигон ТБО, находящийся в муниципальной собственности МО «Инзенское городское поселение». Просит в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель ответчика – МУП «ЖЭУ» Евдокимов Е.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился и пояснил, что МУП «ЖЭУ» осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией жилого фонда. Обязанности по сбору и вывозу мусора на организацию не возложены. Кроме того, у организации отсутствует лицензия на данный вид деятельности. МУП «ЖЭУ» заключен договор с ООО «Г...-С...» на сбор, вывоз и утилизацию мусора. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенское городское поселение», представителя МУП «ЖЭУ», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18).

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Согласно п.2.2 Устава МУП «ЖЭУ» предметом и целью деятельности данного предприятия является: сбор, вывоз и захоронение бытовых отходов и мусора с территории Инзенского городского поселения.

В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организованы.

В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора по ул...., между домами №... и №....

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фотографиями, объяснением начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Инзенское городское поселение» К.П.М., из которого следует, что имеется факт несвоевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в г.Инза по ул...., между домами №... и №.... Свалка образовалась из-за отсутствия контейнерных площадок.

Доводы представителя МУП «ЖЭУ» о том, что с ООО «Г...-С...» заключен договор на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории г.Инза суд находит несостоятельными.

Так, из предоставленного в судебное заседания договора №..., заключенного ООО «Г...-С...» с МУП «ЖЭУ», следует, что предметом договора является сбор и вывоз твердых бытовых отходов из мусорных контейнеров, перечень которых имеется в приложении к договору. Улица ... в данном перечне отсутствует.

Отсутствие на данной улице контейнеров для мусора не отрицается в судебном заседании представителями ответчиков.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс.

Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза.

Неисполнение администрацией МО «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ» требований, установленных законодательством, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора.

Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную между жилыми домами №... и №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: