О возложении обязанности выдать государственный сертификат на именной капитал `Семья`; иск оставлен без удовлетворения.



Дело №2-161/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю.

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимурова Ю.И. к Управлению Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о возложении обязанности выдать государственный сертификат на именной капитал «Семья»,

У С Т А Н О В И Л А :

Тимуров Ю.И. обратился с иском к Управлению Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о возложении обязанности выдать государственный сертификат на именной капитал «Семья». В обоснование заявления указал, что право на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья» он имеет право в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02.2008 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» по случаю рождения третьего ребенка. С пакетом документов, который ему было предложено представить, он обратился в Управление Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району (в настоящее время Управление Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе). Документы у него были приняты. Однако впоследствии уведомлением №... от 16.10.2009 года в выдаче сертификата было отказано по тем основаниям, что у него нет права на его получение. В соответствии с уведомлением данный сертификат выдается мужчинам, не достигшим 35 лет, являющимся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей. Считает отказ в выдаче сертификата незаконным, т.к. он является не усыновителем, а отцом троих детей, дети проживают вместе с ним, в связи с чем он имеет право на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья».

Судом в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство Финансов Ульяновской области.

В судебном заседании Тимуров Ю.И. свои требования поддержал в полном объеме, дополнив, что он ... года рождения. Ранее состоял в браке с Р.А.Н.. От брака у них двое детей: Т.Н.Ю., ... года рождения, Т.В.Ю., ... года рождения. Р.А.Н.. умерла ... года. После ее смерти дети продолжают проживать с ним, он занимается их воспитанием и содержанием. ... года он вступил в брак с Т.Т.Ю.. От второго брака имеют дочь Т.А.Ю., ... года рождения. При обращении с заявлением о выплате пособия по случаю рождения третьего ребенка в Управлении Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе (ранее Управление Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району) ему было рекомендовано написать заявление о выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02.2008 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Он такое заявление написал, представив все документы. Однако уведомлением №... от 16.10.2009 года Министерство труда и социального развития по Ульяновской области в выдаче сертификата ему отказало по тем основаниям, что у него нет права на его получение, поскольку он не является единственным усыновителем третьего ребенка. Он с отказом не согласен, поскольку является отцом троих детей. Все трое детей проживают с ним совместно, он занимается их воспитанием и содержанием. Учитывая изложенное, просит удовлетворить его исковые требования и возложить на ответчиков обязанность выдать ему государственный сертификат на именной капитал «Семья».

Представитель ответчика – Управления Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе Агапова С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Тимурова Ю.И. не согласилась, пояснив, что в сентябре 2009 года истец обратился в Управление Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району по вопросу оформления льгот в связи с рождением третьего ребенка. Ему было предложено собрать необходимый пакет документов и обратиться с заявлением о выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02.2008 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Документы от истца были приняты и направлены для рассмотрения в Министерство труда и социального развития по Ульяновской области, откуда 16.10.2009 год поступило уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья», мотивированный тем, что истец в соответствии с Законом Ульяновской области не отнесен к категории лиц, имеющих право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки считает законным и просит отказать Тимурову Ю.И. в удовлетворении иска.

Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика. Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика указал, что в соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от 05.02.2008 года № 24-30 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры имеют, в том числе, мужчины, не достигшие 35 лет, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры социальной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 июля 2008 года.

Тимуров Ю.И. не является единственным усыновителем третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры социальной поддержки. В связи с этим право на государственный сертификат на именной капитал «Семья» у Тимурова Ю.И. не возникло.

Кроме того, в соответствии с ч 3 ст. 2 Закона Ульяновской области от 05.02.2008 года №24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» право женщин, указанных в ч.1 ст.2, на дополнительные меры социальной поддержки прекращается и возникает у отца ребёнка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления её умершей, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, совершения в отношении своего ребёнка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случаях отмены усыновления ребёнка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки. По данному основанию право на государственный сертификат на именной капитал «Семья» у Тимурова Ю.И. не возникло, в связи с тем, что первоначально данное право не возникло у его жены, матери его третьего ребенка (третий ребёнок Тимурова Ю.И. является первым ребенком его настоящей жены).

Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск указано, что именной капитал «Семья» - средства областного бюджета Ульяновской области на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом Ульяновской области от 05.02.2008 года №24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон).

Согласно статье 2 Закона право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, возникает:

1) у женщин, не достигших 35 лет и родивших (усыновивших) третьего
ребенка или последующих детей, если они ранее не воспользовались правом
на дополнительные меры социальной поддержки, начиная с 1 июля 2008
года;

2) мужчин, не достигших 35 лет, являющихся единственными
усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не
воспользовавшихся правом на дополнительные меры социальной поддержки,
если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1
июля 2008 года.

У отцов это право возникает в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона, в соответствии с которой право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры социальной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки. Право на дополнительные меры социальной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Согласно статье 4 Закона лица, обладающие правом на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья», вправе обратиться в территориальный орган уполномоченного органа за его получением в любое время после возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки путём подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата принимается уполномоченным органом в месячный срок с даты приёма заявления о выдаче сертификата.

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Одним из оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом.

Истцом должно быть доказано, что он принадлежит к категории граждан, имеющих право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки при рождении детей, в частности, что при рождении третьего ребёнка, право на дополнительные меры социальной поддержки отсутствуют (прекращены) у женщины, родившей этого ребёнка.

Рассмотрев материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что истец Тимуров Ю.И., ... года рождения, является отцом троих несовершеннолетних детей, а именно: Т.Н.Ю., ... года рождения, Т.В.Ю., ... года рождения, Т.А.Ю., ... года рождения. Все дети являются гражданами Российской Федерации (л.д.4-6).

Матерью Т.Н.Ю. и Т.В.Ю. является Р.А.Н., которая умерла ... года (л.д. 7).

Матерью Т.А.Ю. является Т.Т.Ю. (л.д.6), с которой истец зарегистрировал брак 19.06.2009 года (л.д.8). Т.А.Ю. является единственной дочерью Т.Т.Ю..

Все дети зарегистрированы по месту жительства по одному адресу со своим отцом Тимуровым Ю.И. – г. Инза ул. ... дом ... кв. ..., что усматривается из справки по форме №8 от 15.09.2009 года (л.д.14). Фактически семья Тимуровых, в том числе Т.Т.Ю.., зарегистрированная по адресу г. Инза ул. ... дом ... кв. ..., проживает на квартире по другому адресу (г. Инза ул. ...), что следует из показаний истца.

15.09.2009 года Тимуров Ю.И. обратился в Управление Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району (в настоящее время Управление Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе) с заявлением о выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02.2008 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» по случаю рождения третьего ребенка – Т.А.Ю..

Документы у него были приняты и направлены для рассмотрения в Департамент социальной защиты Ульяновской области.

Решением Министерства труда и социального развития Ульяновской области от 16.10.2009 года Тимурову Ю.И. было отказано в выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» со ссылкой на абзац 2 ст. 2 Закона Ульяновской области от 05.02.2008 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Суд полагает, что указанное решение является законным.

В соответствии со ст.1 Закона Ульяновской области №24-ЗО от 05.02.2008 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон №24-ЗО) именной капитал «Семья» - средства областного бюджета Ульяновской области на реализацию дополнительных мер социальной поддержки установленных Законом №24-ЗО.

Размер именного капитала «Семья» составляет 100000 рублей (часть 1 ст. 5 Закона).

Частью 1 статьи 2 Закона определена категория граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.

Такое право возникает:

1) у женщин, не достигших 35 лет и родивших (усыновивших) третьего
ребенка или последующих детей, если они ранее не воспользовались правом
на дополнительные меры социальной поддержки, начиная с 1 июля 2008
года;

2) мужчин, не достигших 35 лет, являющихся единственными
усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не
воспользовавшихся правом на дополнительные меры социальной поддержки,
если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1
июля 2008 года.

В соответствии с ч.3 ст. 2 Закона право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры социальной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки. Право на дополнительные меры социальной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Частями 4 и 5 статьи 2 Закона определено, когда право на дополнительные меры социальной поддержки возникает у ребенка (детей).

Так в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, их право на дополнительные меры социальной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Согласно ч. 5 статьи 2 Закона право на дополнительные меры социальной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры социальной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры социальной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

Анализ приведенных выше положений Закона позволяет сделать вывод, что Тимуров Ю.И. не отнесен к категории граждан, имеющих право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом Ульяновской области №24-ЗО от 05.02.2008 года. Так, к истцу не перешло право на предоставление мер социальной поддержки в порядке ч. 3 ст. 2 Закона, поскольку его первая жена являлась матерью двоих детей. У второй супруги истца такое право не возникло, поскольку Т.А.Ю. является ее единственной дочерью. Истец же не является единственным родителем (усыновителем) своего третьего ребенка.

В силу положений частей 4 и 5 статьи 2 Закона право на получение дополнительной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета не возникло и у третьего ребенка истца – Т.А.Ю..

Таким образом, Министерством труда и социального развития Ульяновской области в рамках предоставленных ему частями 3, 4, 5, 6 (абзац 1) статьи 4 Закона полномочий принято законное и обоснованное решение об отказе в выдаче истцу государственного сертификата на именной капитал «Семья».

Управление Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе не наделено Законом полномочиями по принятию решений о выдаче (отказе в выдаче) государственного сертификата на именной капитал «Семья». В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Ульяновской области №24-ЗО от 05.02.2008 года на территориальные органы уполномоченного органа исполнительной власти (в данном случае Управление Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе) возложена обязанность принятия документов на выдачу сертификата.

Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования Тимуровым необоснованно заявлены к обоим ответчикам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,56,194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковые требования Тимурова Ю.И. к Управлению Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в Инзенском районе, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о возложении обязанности выдать государственный сертификат на именной капитал «Семья» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: