О признании недействующим с момента принятия решения в части платы за утилизацию твердо-бытовых отходов; иск удовлетворен.



Дело №2-130/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 марта 2011 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

с участием помощника прокурора Морозова О.А.,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Инзенского района к Совету депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» о признании нормативно-правового акта противоречащим закону в части,

у с т а н о в и л :

Прокурор Инзенского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» о признании нормативно-правового акта противоречащим закону в части.

В обоснование заявления указано, что 22.12.2010 года Советом депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района принято решение № ... «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год», которое опубликовано в местном печатном органе – газете «Вперед».

Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку распространяет своё действие на неопределенный круг лиц, затрагивает права, обязанности и законные интересы граждан.

Данный нормативный правовой акт противоречит закону по следующим основаниям.

Согласно приложению №1 к решению в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включены - плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сбор и вывоз мусора (0-38 руб.), утилизация (0-16 руб.).

Включение в указанное решение платы за утилизацию твердых бытовых отходов (Далее – ТБО) противоречит действующему законодательству, в том числе п.2 ст.154 ЖК РФ, п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Согласно нормам ст. ст. 154, 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», утилизация ТБО не может быть признана жилищно-коммунальной услугой, предоставляемой для граждан, проживающих на территории поселения, так как потребителями услуги по утилизации граждане, проживающие в жилых помещениях, не являются.

Такая услуга в соответствии с действующим законодательством предоставляется товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, как потребителям данной услуги.

Следовательно, включение в размер платы на содержание и ремонт жилых помещений для граждан расходов по утилизации ТБО противоречит действующему законодательству.

Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом созданы условия и предпосылки к значительным материальным потерям граждан, ограничению их конституционных прав.

Приложением к обозначенному решению является расчет размера платы на утилизацию твердо-бытовых отходов.

Однако, в силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ органом местного самоуправления устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а не производится калькуляция и расчет этого размера платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

Просит суд признать решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района от 22.12.2010 года № ... «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год» противоречащим закону в части включения в него платы за утилизацию твердо-бытовых отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Морозов О.А. требования уточнил в письменной форме, просит признать решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района от 22.12.2010 года № ... «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год» противоречащим закону в части включения в него платы за утилизацию твердо-бытовых отходов со дня принятия указанного решения. Изложенные в заявлении доводы поддержал в полном объеме.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Баранова О.С. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что утилизация ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». В соответствии со ст. 154 ЖК в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию подлежат товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) ТБО. В соответствии со ст. 2 указанного федерального закона организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО. Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса производится органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

В соответствии со ст. 2 от 31.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) ТБО являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) ТБО являются - в многоквартирных домах -товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-­строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений. В данном случае потребителями являются жители многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение».

Согласно ст. 21 федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основным из принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является: платность размещения отходов.

Статьей 13 федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях упорядочения взимания платы за утилизацию ТБО на территории поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации 22.12.2010 года Совет депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принял решение о размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год. В состав платы за содержание жилого помещения была включена плата за утилизацию ТБО в размере 0-16 руб. Плата за содержание жилого помещения поступает на счёт управляющей компании. Расчёт платы за содержание жилого помещения осуществлялся в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 года № 378 «Об утверждении методических указаний по расчёту предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги», Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 06.10.2010 года № 06-125 «Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ульяновской области». Кроме того, Министерство регионального развития РФ в письме от 03.10.2008 года № 250080-СК/14 разъяснило, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. На основании изложенного просит суд в удовлетворении требований прокурора Инзенского района отказать в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение», допросив свидетеля, суд находит уточненные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

22.12.2010 года Советом депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района принято решение № ... «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год».

Данное решение опубликовано в местном печатном органе – газете «Вперед» №52 от 30.12.2010 года.

Согласно приложению №1 к указанному решению в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включены – плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сбор и вывоз мусора (0-38 руб.), утилизация (0-16 руб.).

В силу ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за услуги.

Названная норма права не предусматривают возможность производства оплаты иных услуг.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. №307 (ред. от 29.07.2010 года), коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Услуги по утилизации ТБО не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, следовательно плата за услуги по утилизации ТБО не входит в состав платы за коммунальные услуги.

В силу ч.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. При этом работы по утилизации твердых бытовых отходов указанным пунктом Правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, также предусматривают в перечне работ по содержанию жилых домов только сбор бытовых отходов.

В соответствии с нормами ч.2, 3, 7 ст.156, ч.4 ст. 158 ЖК РФ размер платы за: содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади комнат) жилого помещения и устанавливается органами местного самоуправления; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В силу требований пунктов 17, 31, 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с ч. 4 ст.155 ЖК РФ несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в согласованном с управляющей организацией порядке.

С учетом требований названных норм права, Федерального Закона от 31.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», регламентирующего порядок формирования и взимания тарифов на товары и услуги, суд приходит к выводу, что регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса. Услуга по сбору и вывозу ТБО не является регулируемым видом услуги, она входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

Анализ названных норм права дает основание признать, что плата за утилизацию ТБО отнесена к плате за коммунальные услуги, следовательно, указанная плата может быть включена в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО исключительно с согласия гражданина-потребителя. Отдельное начисление платы (самостоятельная плата за данный вид услуг) действующим законодательством не предусмотрено.

Разъяснения, изложенные в письме Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 года №25080-СК/14, соответствуют положениям указанных выше норм.

Таким образом, суд считает, что решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от 22 декабря 2010 года №... «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год» недействующим в части включения в него платы за утилизацию твердо-бытовых отходов противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в указанной части со дня его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, гл.24 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

Уточненные требования прокурора Инзенского района Ульяновской области, удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от 22 декабря 2010 года №... «О размерах платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» на 2011 год» недействующим в части включения в него платы за утилизацию твердо-бытовых отходов со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья