Дело №2-258/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 мая 2011 года г.Инза районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю., при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Долмашкиной П.Ф. к Администрации Муниципального образования Черемушкинское сельское поселение Ульяновской области, межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности произвести обследование дома №... по ул. ... в с. Большая Борисовка Инзенского района Ульяновской области на предмет признания пригодным для проживания с составлением соответствующего заключения, У С Т А Н О В И Л А : Долмашкина П.Ф. обратилась с заявлением к Администрации Муниципального образования Черемушкинское сельское поселение Ульяновской области, межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности произвести обследование дома №... по ул. ... в с. Большая Борисовка Инзенского района Ульяновской области на предмет признания пригодным для проживания с составлением соответствующего заключения. В обоснование заявления указала, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года, поскольку ее жилое помещение – дом №... по ул. ... в с. Большая Борисовка не пригоден для проживания. Заключением межведомственной комиссии от 25.04.2011 года ее дом был признан пригодным для проживания, в связи с чем ей было отказано в постановке на очередь для получения социальной выплаты для приобретения жилья. Однако, межведомственной комиссией было обследовано совершенно иное жилое помещение - квартира ... в доме ... по ул. ... в с. Б.Борисовка, где она проживает у бывшей снохи А.А.В.., поскольку в ее доме проживать невозможно. А.А.В.. ей родственником не является – ее сын умер в ... году. Бывшая сноха взяла ее жить к себе из жалости. Кроме того, из всех членов комиссии при обследовании присутствовала лишь специалист Черемушкинского сельского поселения Б.Л.А. Действия ответчиков считает незаконными, нарушающими ее право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом «О ветеранах». В судебном заседании Долмашкина П.Ф., ее представитель Дмитриев В.В. заявление уточнили, просят также признать незаконным решение Администрации МО Черемушкинское сельское поселение от 25.04.2011 года, которым заявительнице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Доводы заявления Долмашкина П.Ф. и Дмитриев В.В. поддержали в полном объеме, дополнив следующее. А.А.В.., у которой заявительница проживает последние три года, является ее бывшей снохой. Сын Долмашкиной П.Ф. (муж А.А.В..) умер более 15 лет назад. Заявительница и А.А.В. не являются членами одной семьи ни в соответствии с жилищным законодательством, ни в соответствии с Семейным Кодексом РФ. А.А.В.. взяла заявительницу к себе проживать из-за жалости, поскольку дом заявительницы по ул. ... дом ... в с. Б.Борисовка не пригоден для проживания: фундамент разрушен, крыша рушится, печи неисправны, окна заколочены. Заявительница является вдовой участника ВОВ Д.В.И.., умершего в немецком плену 05.05.1942 года, не имеет пригодного для проживания жилого помещения, в связи с чем, собрав все необходимые документы, она 21.03.2011 года обратилась к ответчику с требованием признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на соответствующий учет для решения в последующем вопроса о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Документы у нее приняты не были. Решением суда отказ в принятии документов был признан незаконным. После судебного решения межведомственная комиссия обследовала жилищные условия ее снохи, а не дом, который принадлежит заявительнице на праве собственности и в котором она зарегистрирована по месту жительства. Квартира снохи была признана пригодной для проживания и решением Администрации МО Черемушкинское сельское поселение от 25.04.2011 года заявительнице вновь отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Действия ответчиков считают незаконными и просят удовлетворить заявление. Представитель ответчика – Администрации муниципального образования Черемушкинское сельское поселение Лабанова А.В. с заявлением Долмашкиной П.Ф. не согласилась, пояснив, что 14.04.2011 года заявительница обратилась с заявлением об улучшении жилищных условий. Межведомственной комиссией была обследована квартира А.А.В.., у которой Долмашкина проживает последние три года. Данное жилое помещение является пригодным для проживания. Считают, что Долмашкина П.Ф. является членом семьи А.А.В.., поскольку была ее свекровью, они проживают совместно, А.А.В. получает за заявительницу пенсию. Дом Долмашкиной П.Ф. находится в аварийной состоянии, но органам местного самоуправления запрещено осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий указанной категории граждан. Председатель межведомственной комиссии Администрации муниципального образования «Инзенский район» по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции В.А. Федотов в судебное заседание не явился, представив отзыв в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие и не возражает против удовлетворения заявления Долмашкиной П.Ф. Рассмотрев материалы дела, заслушав заявительницу, ее представителя, представителя ответчика, суд находит требования Долмашкиной П.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Материалами дела установлено, что Долмашкина П.Ф., ... года рождения, с 22.12.1939 года состояла в браке с Д.В.И.. Согласно справке отдела военного комиссариата Ульяновской области по г. Инза, Инзенскому и Базарносызганскому районам от 18.03.2011 года Д.В.И.. значится умершим в немецком плену во время Великой Отечественной войны 05.05.1942 года. 18.03.2011 года Управлением Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району Долмашкиной П.Ф. выдано удостоверение о том, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Заявительница зарегистрирована в с. Большая Борисовка Инзенского района Ульяновской области по ул. ... дом .... Согласно акту обследования, составленному комиссией Администрации МО Черемушкинское сельское поселение, указанное помещение находится в аварийном состоянии и непригодно для проживания. 21.03.2011 года заявительница обращалась в Администрацию МО Черемушкинское сельское поселение с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для решения вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч.3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах». При этом заявительница предоставила в орган местного самоуправления документы, удостоверяющие личность, данные о месте регистрации, справку о составе семьи, акт обследования жилого помещения, выписку из похозяйственной книги, документы, подтверждающие наличие у нее льгот, выписку Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии в собственности жилого помещения. В принятии документов ей было отказано. Решением суда от 30.03.2011 года отказ в принятии документов был признан незаконным и на Администрацию МО Черемушкинское сельское поселение возложена обязанность принять у Долмашкиной П.Ф. документы для решения вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч.3 п.2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах». Указанное решение было исполнено, 14.04.2011 года документы приняты. Однако, решением Администрации Муниципального образования Черемушкинское сельское поселение от 25.04.2011 года №13 Ульяновской области заявительнице вновь отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом ответчик сослался акт проверки жилищных условий от 20.04.2011 года, заключение межведомственной комиссии при Администрации МО «Инзенский район» от 25.04.2011 года, которыми жилое помещение по адресу с. Большая Борисовка ул. ... дом ... кв. ... признано пригодным для проживания. При этом в акте обследования, заключении указано, что жилое помещение является трехкомнатной муниципальной квартирой, площадью 26,8 кв.м. В данной квартире Долмашкина П.Ф. проживает у своей снохи А.А.В..и зарегистрирована по месту жительства. Данное решение не может быть признано незаконным по следующим основаниям. Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным Кодексом Российской Федерации. Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу частей 2,3,4 ст. 15 и части 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Пунктом 8 Положения установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящей к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Таким образом, признание жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания отнесено законодательством к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления для этих целей. Однако, не смотря на то обстоятельство, что заявительница зарегистрирована в с. Большая Борисовка ул. ... дом ..., межведомственной комиссией Администрации муниципального образования «Инзенский район» по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции были обследованы жилищные условия А.А.В.., проживающей по адресу с. Большая Борисовка ул. ... дом ... кв. ..., где в настоящее время проживает заявительница. Между тем, ответчиками не принято во внимание, что применительно к ст. 69 ЖК РФ, нормам Семейного кодекса РФ Долмашкина П.Ф. не является членом семьи А.А.В.., поскольку сын заявительницы, который приходился А.А.В.. мужем, скончался в ... году. Долмашкина П.Ф. не ведет с А.А.В.. общего хозяйства. Из пояснений заявительницы и ее представителя усматривается, что А.А.В.. взяла к себе проживать заявительницу из жалости, поскольку дом заявительницы непригоден для проживания. Указанное обстоятельство наглядно продемонстрировано суду представленными фотографиями жилого дома, принадлежащего Долмашкиной П.Ф. Таким образом, требования Долмашкиной П.Ф. о возложении на Администрацию муниципального образования Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, межведомственную комиссию Администрации муниципального образования «Инзенский район» по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность произвести обследование дома №... по ул. ... в с. Большая Борисовка Инзенского района Ульяновской области на предмет признания пригодным для проживания с составлением соответствующего заключения являются обоснованными. Поскольку признание жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, фактически дом заявительницы обследован не был, решение Администрации Муниципального образования Черемушкинское сельское поселение от 25.04.2011 года №13 Ульяновской области об отказе в постановке Долмашкину П.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является преждевременным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, гл. 25 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А: Заявление Долмашкиной П.Ф. удовлетворить. Признать незаконным решение Администрации Муниципального образования Черемушкинское сельское поселение от 25.04.2011 года №13 Ульяновской области об отказе в постановке Долмашкину П.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Возложить на Администрацию муниципального образования Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, межведомственную комиссию Администрации муниципального образования «Инзенский район» по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность произвести обследование дома №... по ул. ... в с. Большая Борисовка Инзенского района Ульяновской области на предмет признания пригодным для проживания с составлением соответствующего заключения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: