Дело №2-288/2011 Р Е Ш Е Н И Е 06 июня 2011 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М., при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» (Далее – МУП «ЖЭУ») о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, у с т а н о в и л : Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «ЖЭУ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную около дома №... по переулку ... в г.Инза Ульяновской области. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.2.2 Устава МУП «ЖЭУ» предметом и целью деятельности данного предприятия является: сбор, вывоз и захоронение бытовых отходов и мусора с территории Инзенского городского поселения. В нарушение указанных требований законов в г.Инза с начала 2011 года и по настоящее время около дома №... по переулку ... в г.Инза Ульяновской области имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы размещаются прямо на земле. Какой-либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется. Территория близ этой несанкционированной свалки завалена спиленными деревьями. Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза. Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Неисполнение администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Баранова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив, что на территории поселения есть емкости для складирования бытовых отходов, установленные на бетонированных площадках. Для того, чтобы мусор вывозился из индивидуальных домов, жители должны заключить договор по вывозу мусора с ООО «Гео-сервис». У каждого частного домовладения должен быть такой договор. Весной этого года инспектор по благоустройству выписывал предписания жителям тех домов, у которых не был заключен договор. С гражданами проводились собрания с участием представителя организации, которая занимается вывозом мусора. Представитель ответчика – МУП «ЖЭУ» Евдокимов Е.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился и пояснил, что МУП «ЖЭУ» принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенское городское поселение», представителя МУП «ЖЭУ», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18). В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). Согласно п.2.2 Устава МУП «ЖЭУ» предметом и целью деятельности данного предприятия является: сбор, вывоз и захоронение бытовых отходов и мусора с территории Инзенского городского поселения. В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организованы. В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора около дома №... по переулку ... в г.Инза Ульяновской области. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фотографиями, объяснением начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Инзенское городское поселение» К.П.. Отсутствие на данной улице контейнеров для мусора не отрицается в судебном заседании представителями ответчиков. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза. Неисполнение администрацией МО «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» требований, установленных законодательством, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную около дома №... по переулку ... в г.Инза Ульяновской области. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: