Дело №2-287/2011 Р Е Ш Е Н И Е 06 июня 2011 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М., при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» (Далее – МУП «ЖЭУ») о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, у с т а н о в и л : Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «ЖЭУ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в районе пешеходного моста через реку ... близ улицы ... в г.Инза Ульяновской области. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.2.2 Устава МУП «ЖЭУ» предметом и целью деятельности данного предприятия является: сбор, вывоз и захоронение бытовых отходов и мусора с территории Инзенского городского поселения. В нарушение указанных требований законов в г.Инза с начала 2011 года и по настоящее время в районе пешеходного моста через реку ... близ улицы ... в г.Инза Ульяновской области имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы размещаются прямо на земле. Какой-либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется. Территория близ этой несанкционированной свалки завалена спиленными деревьями. Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза. Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Неисполнение администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Представители ответчиков – администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения», в судебное заседание не явились, предоставили заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18). В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). Согласно п.2.2 Устава МУП «ЖЭУ» предметом и целью деятельности данного предприятия является: сбор, вывоз и захоронение бытовых отходов и мусора с территории Инзенского городского поселения. В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организованы. В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в районе пешеходного моста через реку ... близ улицы ... в г.Инза Ульяновской области. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фотографиями, объяснением начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Инзенское городское поселение» К.П.. Отсутствие на данной улице контейнеров для мусора не отрицается в судебном заседании представителями ответчиков. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза. Неисполнение администрацией МО «Инзенское городское поселение» и МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» требований, установленных законодательством, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение», МУП «Жилищно-эксплуатационное управление Инзенского городского поселения» ликвидировать несанкционированную свалку в районе пешеходного моста через реку ... близ улицы ... в г.Инза Ульяновской области. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: