о признании незаконным бездействия по не обеспечению мер пожарной безопасности, и возложении обязанности устранить нарушения в области пожарной безопасности; иск удовлетворен.



Дело №2-370/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 июля 2011 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Оськинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по не обеспечению мер пожарной безопасности, и возложении обязанности устранить нарушения в области пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Оськинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по не обеспечению мер пожарной безопасности, о понуждении устранить нарушения в области пожарной безопасности.

В исковом заявлении указал, что прокуратурой Инзенского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Оськинское сельское поселение» законодательства, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Однако, как показала проверка, органами местного самоуправления МО «Оськинское сельское поселение» данные обязанности не исполняются.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возлагает на органы местного самоуправления поселений конкретные обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

-создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

-создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

-оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

-организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

-принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

-включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

-оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

-установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной безопасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Так, в нарушении требований законодательства на территории МО Оськинское сельское поселение не в полном объеме проведена очистка противопожарных разрывов и прилегающих территорий населенных пунктов от сгораемых отходов мусора, травы, бурьяна (нежилые дома) (нарушен п. 21 ППБ 01-03).

Не установлены таблички - указатели пожарных гидрантов в с....., ...., ...., ...., пос..... (нарушен п. 90 ППБ 01-03).

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Однако, на территории населенных пунктов с. .... и .... (река ....) у водоисточника отсутствуют подъезды и площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (нарушен ППБ 01-03 п. 94).

Таким образом, органом местного самоуправления муниципального образования Оськинское сельское поселение положения законодательства, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, не реализованы.

Неисполнение указанных требований законодательства может привести к возникновению природных пожаров на территории муниципального образования Оськинское сельское поселение.

Указанные нарушения требований закона в случае возникновения пожара создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также повлекут причинение ущерба природной среде и животному миру.

Индивидуализировать лиц, проживающих в жилых домах, в силу объективных причин не представляется возможным (рождение, смерть, переезд, смена собственника жилого помещения и т.д.).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Никишин И.М. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО «Оськинское сельское поселение» Бардин В.С. исковые требования прокурора признал, пояснив, что указанные в исковом заявлении нарушения требований пожарной безопасности действительно имеют место. Вместе с тем, не согласился с тем, что прокурор просит установить срок для исполнения решения до 22.07.2011 года. Для устранения всех нарушений потребуется срок не менее 1 месяца. Дополнительно пояснил, что администрацией поселения проводятся работы по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, содержится пожарная автомашина, заключены договоры на ликвидацию бурьяна. Указатели гидрантов устанавливались, однако были украдены.

Представитель третьего лица – Отделения Государственного пожарного надзора по Инзенскому району УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Аналогичные положения содержатся ст.8 Устава МО «Оськинское сельское поселение».

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления поселений возложены конкретные обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В силу пункта 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно положениям пункта 21 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

В соответствии с п.90 указанных Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Из материалов дела следует, что ответчик допустил нарушения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения, а именно:

-в полном объеме не произведена очистка противопожарных разрывов и прилегающих территорий населенных пунктов поселения от сгораемых отходов, мусора, травы, бурьяна;

-не установлены таблички-указатели пожарных гидрантов в с....., с....., с....., п.....;

-не оборудованы подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на реке .... сел .... и .....

Данное обстоятельство не отрицается в судебном заседании представителем ответчика, подтверждается сообщением Отделения надзорной деятельности по Инзенскому району №.... от 17.06.2011 года (л.д.15).

В связи с изложенным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, по мнению суда, необходимо установить месячный срок для исполнения решения, поскольку он является наиболее разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56,194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Инзенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Оськинское сельское поселение» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Оськинское сельское поселение» по не обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Возложить на администрацию МО «Оськинское сельское поселение» обязанность устранить выявленные нарушения в области пожарной безопасности, а именно:

-в полном объеме произвести очистку противопожарных разрывов и прилегающих территорий населенных пунктов поселения от сгораемых отходов, мусора, травы, бурьяна;

-установить таблички-указатели пожарных гидрантов в с....., с....., с....., п.....;

-устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на реке .... сел .... и .....

Установить администрации МО «Оськинское сельское поселение» месячный срок для исполнения данного решения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: