О признании незаконным бездействия по необеспечению мер пожарной безопасности: иск удовлетворен



Дело №2-366/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 июля 2011 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сюксюмское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по не обеспечению мер пожарной безопасности, и возложении обязанности устранить нарушения в области пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сюксюмское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по не обеспечению мер пожарной безопасности, о понуждении устранить нарушения в области пожарной безопасности.

В исковом заявлении указал, что прокуратурой Инзенского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Сюксюмское сельское поселение» законодательства, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Однако, как показала проверка, органами местного самоуправления МО «Сюксюмское сельское поселение» данные обязанности не исполняются.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возлагает на органы местного самоуправления поселений конкретные обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

-создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

-создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

-оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

-организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

-принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

-включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

-оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

-установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной безопасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В с..... не установлены таблички - указатели пожарных гидрантов (нарушен п. 90 ППБ 01-03).

В с..... не проведена очистка пожарного пирса на реке и не установлена табличка-указатель (нарушены п.п.90,94 ППБ 01-03).

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Однако, на территории населенного пункта с..... у водоисточника отсутствуют подъезды и площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (нарушен ППБ 01-03 п. 94).

Не в полном объеме проведена очистка противопожарных разрывов и прилегающих территорий населенных пунктов от сгораемых отходов мусора, травы, бурьяна (нарушен п.21 ППБ 01-03).

Опашка населенных пунктов минерализованными полосами требует обновления (нарушен п.21 ППБ 01-03).

Таким образом, органом местного самоуправления муниципального образования «Сюксюмское сельское поселение» положения законодательства, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, не реализованы.

Неисполнение указанных требований законодательства может привести к возникновению природных пожаров на территории муниципального образования «Сюксюмское сельское поселение».

Указанные нарушения требований закона в случае возникновения пожара создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также повлекут причинение ущерба природной среде и животному миру.

Индивидуализировать лиц, проживающих в жилых домах, в силу объективных причин не представляется возможным (рождение, смерть, переезд, смена собственника жилого помещения и т.д.).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Никишин И.М. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО «Сюксюмское сельское поселение» Исачкин А.А. исковые требования прокурора признал, пояснив, что указанные в исковом заявлении нарушения требований пожарной безопасности действительно имеют место. Для устранения всех нарушений потребуется срок не менее 1 месяца. Дополнительно пояснил, что администрацией поселения проводятся работы по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности.

Представитель третьего лица – Отделения Государственного пожарного надзора по Инзенскому району УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Аналогичные положения содержатся ст.8 Устава МО «Сюксюмское сельское поселение».

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления поселений возложены конкретные обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В силу пункта 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно положениям пункта 21 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

В соответствии с п.90 указанных Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Из материалов дела следует, что ответчик допустил нарушения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения, а именно:

-не установлены таблички-указатели пожарных гидрантов в населенных пунктах поселения в с.....;

-не произведена очистка пожарного пирса на реке и не установлена табличка-указатель в с.....;

-отсутствуют подъезды с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в с.....;

-не произведено обновление опашки населенных пунктов поселения минерализованными полосами;

-в полном объеме не произведена очистка противопожарных разрывов и прилегающих территорий населенных пунктов поселения от сгораемых отходов, мусора, травы, бурьяна.

Данное обстоятельство не отрицается в судебном заседании представителем ответчика, подтверждается сообщением Отделения надзорной деятельности по Инзенскому району №.... от 17.06.2011 года.

В связи с изложенным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, по мнению суда, необходимо установить месячный срок для исполнения решения, поскольку он является наиболее разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56,194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Инзенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сюксюмское сельское поселение» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Сюксюмское сельское поселение», выразившееся в необеспечении мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Возложить на администрацию МО «Сюксюмское сельское поселение» обязанность устранить выявленные нарушения в области пожарной безопасности, а именно:

-установить таблички-указатели пожарных гидрантов в населенных пунктах поселения в с.....;

-произвести очистку пожарного пирса на реке и установить табличку-указатель в с.....;

-устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в с.....;

-провести обновление опашки населенных пунктов поселения минерализованными полосами;

-в полном объеме произвести очистку противопожарных разрывов и прилегающих территорий населенных пунктов поселения от сгораемых отходов, мусора, травы, бурьяна.

Установить администрации МО «Сюксюмское сельское поселение» месячный срок для исполнения данного решения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: