Дело №2-386/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года г.Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю., при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова С.Р. к отделу внутренних дел муниципального образования «Инзенский район», Управлению внутренних дел по Ульяновской области о зачете в стаж работы в органах внутренних дел для назначения пенсии периода военной службы по призыву в льготном исчислении, назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л А : Кудряшов С.Р. обратился в суд с иском к отделу внутренних дел муниципального образования «Инзенский район», Управлению внутренних дел по Ульяновской области о зачете в стаж работы в органах внутренних дел для назначения пенсии периода военной службы по призыву в льготном исчислении, назначении пенсии по выслуге лет. В обоснование иска указал, что в период с 18.02.1992 года по 19.12.2008 года он работал милиционером–водителем в Инзенском РОВД. Служба в армии по призыву проходила в период с 26.05.1988 года по 10.05.1990 года. В соответствии с ч.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих» и Законом РФ «О милиции» период военной службы по призыву должен быть включен в стаж государственной службы – службы в органах внутренних дел, из расчета один день военной службы по призыву, за два дня государственной службы. При таком подсчете его стаж работы в органах внутренних дел составит 20 лет 8 месяцев, что дает ему право на назначении пенсии по выслуге лет. Просил суд обязать ответчиков засчитать в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с 26.05.1988 года по 10.05.1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы; обязать ответчиков назначить ему пенсию по выслуге лет с даты увольнения – 20.12.2008 года. В судебном заседании Кудряшов С.Р. требования и приведенные в исковом заявлении доводы полностью поддержал, дополнив, что при увольнении ему сообщили, что его выслуга в Инзенском РОВД недостаточна для назначения пенсии по выслуге лет. При этом период его службы по призыву был подсчитан в календарном порядке. Полагая, что подсчет выслуги произведен неверно, он в июне 2011 года обратился в Инзенский РОВД и УВД Ульяновской области и просил засчитать в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с 26.05.1988 года по 10.05.1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы в соответствии с ч.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих». Ответчиками ему были даны ответы о том, что должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Указом Президента РФ от 03.09.1997 года не отнесены к федеральной государственной службе. Кроме того, утвержденным Постановлением Правительства от 22.09.1993 года Порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсии предусмотрено, что военная служба по призыву подлежит зачету в календарном исчислении. С данными разъяснениями он не согласен, просит удовлетворить его требования в полном объеме. Представитель ответчика – Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Инзенский» (до 01.07.2011 года Отдел внутренних дел по муниципальному образованию «Инзенский район» Ульяновской области) Вершинина А.Л., участвующая в деле на основании доверенности от 20.07.2011 года, с исковыми требованиями Кудряшова С.Р. не согласилась, пояснив, что истец уволен из органов внутренних дел по собственному желанию. На пенсионном обеспечении по лини МВД н состоит. На момент увольнения истца его выслуга составляла 18 лет 9 месяцев 15 дней. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 12.02.1993 года №4468-1 истец не обладает правом на назначение пенсии по выслуге лет. Период службы истца в Вооруженных силах Советской Армии с 26.05.1988 года по 10.05.1990 года подлежит зачету в выслугу лет в календарном исчислении. В системе МВД России пенсия назначается и выплачивается по нормам специального пенсионного законодательства (Закон от 12.02.1993 г.), отличающегося от законодательства, регулирующего назначение территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации прудовых пенсий гражданам, осуществляющим, в отличие от служебной, трудовую деятельность. Пунктом «а» статьи 5 Закона от 12.02.1993 года установлено, что военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел. Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Иного порядка исчисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии по нормам вышеуказанного закона не предусмотрено. Таким образом при исчислении выслуги лет истцу период нахождения на военной службы определен в соответствии с действующим законодательством. Также полагает, что истцом заявлен иск о восстановлении трудовых прав и им пропущен трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 Трудового Кодекса РФ, для восстановления которого не имеется оснований. Кроме того, МО ОВД России «Инзенский» не решает вопросы о назначении пенсии, потому является ненадлежащим ответчиком по заявленному Кудряшовым иску. Просит отказать в удовлетворении иска. Представитель ответчика – Управления Министерства Внутренних дел России по Ульяновской области (ранее Управление внутренних дел по Ульяновской области) в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск представитель ответчика выразил несогласие с заявленным иском, указав следующее. В системе МВД России соответствующие виды пенсий назначаются и выплачиваются по нормам специального пенсионного законодательства (Закон от 12.02.1993 г.), отличающегося от законодательства, регулирующего назначение территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации прудовых пенсий гражданам, осуществляющим, в отличие от служебной, трудовую деятельность. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В силу пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьям этих лиц. Пунктом «а» статьи 5 Закона от 12.02.1993 года установлено, что военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел. В соответствии со статьей 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации, в связи с чем было издано постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941. Пунктом 5 данного постановления предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Иного порядка исчисления военной службы по призыву в выслугу лег при назначении пенсии за выслугу лет по нормам Закона от 12.02.1993 г. действующим законодательством не предусмотрено. Ссылки истца на положения Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» несостоятельны, поскольку пенсионное обеспечение работников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, как указывалось выше, регламентируется специальными нормативными актами - Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941. Более того, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел на льготных условиях периода военной службы по призыву. Названный закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на который ссылается истец, вопросы пенсионного обеспечения работников органов внутренних дел не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы правовой и социальной защиты. Истец ссылается на положения части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», в которой говорится, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Данная ссылка несостоятельна, поскольку статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ определены понятия «трудовой стаж», «стаж государственной гражданской службы», «федеральные государственные гражданские служащие» и «военнослужащие». Соответственно, в сфере государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации определено понятие только стажа государственной гражданской службы, который применяется лишь для назначения пенсии федеральным гражданским служащим, и не распространяется на военнослужащих, к которым относятся лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, поскольку названной категории лиц пенсия назначается в порядке, предусмотренном Законом от 12.02.1993 года. Несостоятельны ссылка истца на то, что служба в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в Российской Федерации» является правоохранительной службой, соответственно видом государственной службы. Указанным Федеральным законом предусмотрено, что правоохранительная служба является видом государственной службы, однако в настоящее время Федеральный закон о правоохранительной службе не принят. Порядок исполнения государственной службы в правоохранительных органах регламентируется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 февраля 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и текстом присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, оснований для зачета истцу в выслугу лет периода военной службы по призыву в льготном исчислении не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований Кудряшову С.Р. отказать в полном объеме. Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему. Представителем ответчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Инзенский» заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности. При этом представитель ответчика сослался на нормы трудового законодательства, а именно ст. 392 ТК РФ. Между тем, заявленный иск нормами трудового законодательства не регулируется, следовательно, к возникшим между сторонами правоотношениям применению подлежит не специальный срок исковой давности, установленный ст. 392 ТК РФ, а общий срок установленный ст. 196 ГК РФ - три года. Из материалов дела следует, что Кудряшов С.Р. проходил службу в ОВД по МО «Инзенский район» в период с 18.02.1992 года по 19.12.2008 года, уволен из органов внутренних дел по собственному желанию (п. «а» ч. 7 ст. 19 ФЗ «О милиции»). На момент увольнения выслуга лет для назначения пенсии по подсчетам ответчика составила 18 лет 9 месяцев 15 дней. При этом период срочной службы в рядах Советской Армии с26.05.1988 года по 10.05.1990 года засчитан в выслугу лет Кудряшову С.Р. в календарном исчислении, то есть один год службы к одному дню работы. Кудряшов С.Р. оспаривает правомерность исчисления выслуги лет в органах внутренних дел в этой части, полагая, что службы в армии должна быть зачтена из расчета один год службы как за два года работы, ссылаясь на ч.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Суд считает позицию истца ошибочной, основанной на неверном толковании пенсионного законодательства в отношении военнослужащих. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ назначается и выплачивается на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и других нормативных правовых актов. Пунктом «а» статьи 5 Закона от 12.02.1993 года установлено, что военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел. Статья 18 Закона № 4468-1 определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы. Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с ч.2 и ч.3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации. Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Данным Постановлением установлено, что военная служба попризыву(ранее срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, за исключением периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, военнослужащих, проходивших службу в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Иного порядка зачисления военной службыпо призывув выслугу лет при назначении пенсии увольняемым на пенсию сотрудникам органов внутренних дел по нормам вышеуказанного закона действующим законодательством не предусмотрено. Ссылка истца на необходимость применения при исчислении его выслуги лет положений п.3 ст. 10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» несостоятельна, поскольку они применяются только к тому кругу лиц, который определен данным законом. Работники органов внутренних дел к указанным лицам не относятся, их пенсионное обеспечение, так же как и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии регламентируется специальным нормативным актом – Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1. Несостоятельными суд считает доводы Кудряшова С.Р. о том, что служба в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в Российской Федерации» является правоохранительной службой и видом государственной службы. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 данного Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Однако в настоящее время Федеральный закон о правоохранительной службе не принят, в силу чего действие Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» на сотрудников органов внутренних дел не распространяется. Кроме того, Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. №1574 утвержден реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в который должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел не включены, следовательно, не отнесены к федеральной государственной службе. Таким образом, оснований для зачета истцу в выслугу лет периода военной службы по призыву в льготном исчислении не имеется, а, следовательно, нет оснований и для назначения пенсии по выслуге лет. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А : В удовлетворении исковых требований Кудряшова С.Р. к Управлению Министерства внутренних дел по Ульяновской области, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел «Инзенский» о зачете в льготном исчислении в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву с 26.05.1988 года по 10.05.1990 года, назначении пенсии по выслуге лет отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: