О признании лица нуждающимся в уличшении жилищных условий в соответствиии с Законом РФ `О статусе военнослужащих`; в удовлетворении иска отказано.



Дело №2-305/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю.

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобода В.И. к Администрации муниципального образования «Инзенский район», комиссии по учету и распределению жилья, Инзенскому военному комиссариату, Правительству Ульяновской области о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», возложении на Администрацию муниципального образования «Инзенский район» обязанности поставить в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на Правительство Ульяновской области обязанности выделить в порядке очередности государственный жилищный сертификат, обязывании Инзенский военный комиссариат выдать льготную справку,

У С Т А Н О В И Л А :

Лобода В.И. обратилась с иском к Администрации муниципального образования «Инзенский район», комиссии по учету и распределению жилья, Инзенскому военному комиссариату, Правительству Ульяновской области о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», возложении на Администрацию муниципального образования «Инзенский район» обязанности поставить в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на Правительство Ульяновской области обязанности выделить в порядке очередности государственный жилищный сертификат, обязывании Инзенский военный комиссариат выдать льготную справку в рамках требования Постановления Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 года. В обоснование иска указала, что в апреле 2011 года ей стало известно, что в соответствии с п.4 ст.24 Закона РФ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Она являлась женой военнослужащего Л.О.В., который приказом Командующего ЗаБВО №0353 от 27.11.1995 года был досрочно уволен с военной службы в отставку по ст.49 ч.1 п.«а» (по состоянию здоровья - в связи с признанием ВВК негодным к военной службе) с исключением с воинского учета и с правом ношения военной формы одежды. По увольнению в соответствии с приказом Л.О.В. подлежал направлению на воинский учет в ВВК Александро-Заводского района Читинской области с последующим убытием в ВК г.Ульяновска. Приказом №4 от 09.01.1996 года Л.О.В. исключен из списков военкомата с 9 января 1996 года. 21.05.2004года Л.О.В. умер. Согласно справке №3409 от 09.11.2005 года общая выслуга лет майора Л.О.В.. составляла 27 лет 2 месяца, в том числе, в календарном числе 24 года 5 месяцев 8 дней. Таким образом, на нее распространяется действие нормы п.4 ст.24 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Ранее отказ в постановке ее в очередь на выдачу государственного жилищного сертификата мотивирован тем обстоятельством, что в соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов она встала в очередь на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 года. Между тем, Постановлением Конституционного суда РФ от 06.04.2007 года дается разъяснение о том, что изменения внесенные Федеральными законами от 22.08.2004 года №122-ФЗ от 08.05.2005 года №66 в Федеральный закон от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и вступившие в силу с 01 января 2005 года противоречат Конституции РФ и носят дискриминационный характер, в том числе и в отношении Лобода В.И. В Законе РФ «О статусе военнослужащих» не указывается срок предоставления документов для постановки в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данных ограничений нет и в Постановлении Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054. Право на постановку в очередь в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением возникает с момента предоставления в органы местного самоуправления документов, указанных в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1054 от 06 сентября 1998 года. На момент увольнения мужу указанная справка не была выдана, так как за их семьей сохранялось право пользования жилым помещением в государстве Беларусь. В судебном порядке государством Беларусь они были лишены данного жилья. После длительного разбирательства им была выдана справка о сдаче данного жилья. После сдачи данного жилого помещения Инзенский военный комиссариат был обязан предоставить льготную справку в рамках требования Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 1054 от 06 сентября 1998 года. До настоящего времени справка не предоставлена. С 01 января 2005 года органы местного самоуправления не ставят в очередь военнослужащих уволенных после 01 января 2005 года. Однако указанная категория граждан обеспечивается жильем в рамках Закона РФ «О статусе военнослужащих» за счет средств Федерального бюджета. Полагает, что она также подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем оформления и выдачи ей государственного жилищного сертификата Правительством Ульяновской области. Пунктом 4 ст.24 Закона РФ «О статусе военнослужащих» не предусмотрены какие-либо ограничения по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в отношении граждан, которые не встали в очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года. Просит удовлетворить иск.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию по делу в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, администрация муниципального образования Глотовское городское поселение, в качестве третьего лица Ульяновский военный комиссариат.

В судебном заседании истица свои требования поддержала в полном объеме, дополнив, что ее муж - Л.О.В., ... года рождения, умерший ... года, был пенсионером Министерства Обороны РФ в связи с получением травмы при исполнении обязанностей военной службы. По окончанию Ульяновского танкового училища в 1975 году муж до 1990 года проходил службу в Республике Беларусь, где им на состав семьи была по договору найма предоставлена квартира в г. Барановичи ул. .... В 1990 году мужа перевели служить в Александро-Заводской военный комиссариат Забайкальского военного округа Читинской области. Квартиру в Беларуссии они забронировали, так как имели намерение вернуться в Беларусь на постоянное место жительства. Договор найма на указанную квартиру был расторгнут с ними в судебном порядке в 2001 году, о чем им стало известно из письма начальника Барановичской КЭЧ от 2002 года. За справкой о сдаче жилого помещения муж выехать лично не мог, поскольку при прохождении службы получил травму. Почтой указанную справку ей выслали только после смерти мужа в 2005 году. Приказом Командующего Забайкальского военного округа №0353 от 27.11.1995 года был досрочно уволен с военной службы в отставку по ст.49 ч.1 п.«а» (по состоянию здоровья - в связи с признанием ВВК негодным к военной службе) с исключением с воинского учета и с правом ношения военной формы одежды. По увольнению в соответствии с приказом Л.О.В.. подлежал направлению на воинский учет в ВВК Александро-Заводского района Читинской области с последующим убытием в ВК г.Ульяновска. Приказом №4 от 09.01.1996 года Л.О.В.. исключен из списков военкомата с 9 января 1996 года. По месту службы в Александро-Заводском районе жилым помещением их семья обеспечена не была. В связи с состоянием здоровья мужа, его нуждаемостью в лечении, их семья (она, муж, дочь Н***, ... года рождения со своим сыном Д*** ... года рождения, сын В*** ... года рождения,) с в 2002 году переехала на постоянное место жительства в р.п.Глотовка Инзенского района. В Глотовке они стали проживать в доме ее матери – Т.Н.К. по адресу ул. ... дом .... По приезду муж на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Глотовской поселковой администрации и в войсковой части не встал, поскольку не было справки об освобождении жилого помещения в Беларуссии, а также потому, что они имели намерение проживать в г. Ульяновск. По вопросу предоставления ее семье государственного жилищного сертификата как вдове военнослужащего она стала обращаться уже после смерти мужа в 2007 году: обращалась в администрацию МО «Инзенский район», Администрации МО «Инзенское городско поселение», Правительство Ульяновской области. Правительством Ульяновской области ей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку до 01.0.2005 года ее муж не встал на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. До настоящего времени он также не обращалась в органы местного самоуправления по вопросу признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в МО Глотовское городское поселение нет благоустроенного жилья. Между тем ее семья (она, дочь с двумя детьми, сын) проживают в доме, жилой площадью 28 кв.м., без удобств. Фундамент дома сгнил, печи рушатся. Считая, что она имеет право на получение государственного жилищного сертификата как вдова военнослужащего, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, просит ее требования удовлетворить.

Представитель ответчика – муниципального учреждения администрация МО Глотовское городское поселение Климчук С.В. с исковыми требованиями Лобода В.И. не согласился, пояснив, что муж истицы по прибытию в р.п. Глотовка в орган местного самоуправления с заявлением об улучшении жилищных условий не обращался, по состоянию на 01.01.2005 года Лобода О.В. и его семья на таком учете не состоят. На день рассмотрения иска Лобода В.И. с заявлением об улучшении жилищных условий также не обращалась.

Представитель ответчика – Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился. О существе, месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Представитель ответчика – МУ администрации МО «Инзенский район» в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск указал, что в компетенцию районной администрации не входит решение вопросов по обеспечению жильем льготной категории граждан.

Представитель военного комиссариата Ульяновской области по городу Инза, Инзенскому и Базарно-Сызганскому районам в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором указал, что не является юридическим лицом и не уполномочен на участие в судопроизводстве.

Представитель ответчика - Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск указал, что доводы истца считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 3.1, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 342-ФЗ Российская Федерация передает, органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ, жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ определено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона № 342-ФЗ устанавливает, что финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 342-ФЗ субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 1 июня 2011 года № 105-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Указанным законодательным актом утверждено распределение субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для реализации переданных Российской Федерацией (в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ) полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

Статьей 4 Федерального закона № 342-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона № 342-ФЗ выдача государственных жилищных сертификатов не производится. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Из материалов гражданского дела следует, что истец до 1 января 2005 года на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не встал. Учитывая это обстоятельство, оснований для предоставления ему жилого помещения в порядке пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ не имеется.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, в том числе Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся, непосредственное обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей не относится к компетенции Минрегиона России.

С учетом Минрегион России считает себя ненадлежащим ответчиком и просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Лобода В.И. к Минрегиону России.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором указал следующее. В соответствии со ст. 24 п. 3.1 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организованно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. Данное право сохраняется за лицами, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из представленных документов, действий, необходимых для реализации данного права истица не совершала, оснований для обеспечения жилым помещением нет. На учет в качестве нуждающейся в органах местного самоуправления не вставала.

Абзац 1 п.4 ст. 24 вышеназванного закона, на который ссылается истица, утратил силу с 1 января 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ.

Ссылка истицы на Постановление Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 № 5-П не имеет значение для данного дела, поскольку постановление не отменяет ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Просит в исковых требованиях Лобода В.И. отказать.

Представитель ответчика - Правительства Ульяновской области представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве на иск указал следующее. В соответствии с федеральным законодательством, а именно ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку....» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам по месту постановки на учёт в избранном постоянном месте жительства. Жилые помещения предоставляются военнослужащим только при условии признания нуждающимися и их постановке на учёт.

В компетенцию Правительства Ульяновской области не входит постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 N1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в том числе, и граждане, уволенные с военной службы, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счёт средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз. Участие в подпрограмме добровольное.

В настоящее время порядок выпуска государственных жилищных сертификатов и предоставление субсидий гражданам регулируются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

Согласно п. 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и пакет документов, указанных в данном пункте.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил.

Согласно п.24 данных Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учётное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляют его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органом, на который Правительством Ульяновской области возложены обязанности по реализации мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Просит в удовлетворении исковых требований Лобода В.И. к Правительству Ульяновской области отказать.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Военного Комиссариата Ульяновской области в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на иск указал, что Лобода Олег Владимирович был досрочно уволен с военной службы в отставку прика­зом Командующего войсками Забайкальского военного округа №0353 от 27.11.1995г. по со­стоянию здоровья. Из списков личного состава исключен с 09 января 1996 г. (приказ №4 от 09.01.1996г.). С 09.01.1996 являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федера­ции. Выслуга лет Лобода О.В. составляет: в календарном исчислении - 24 года 3 месяца, в льготном исчислении - 26 лет 11 месяцев.

На момент увольнения Л.О.В.. с военной службы действовал Закон РФ от 22.01.1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 24 ноября 1995 года). В соответствии с пунктом 10 статьи 15 данного Закона, военнослужащие, общая продолжи­тельность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволен­ные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с орга­низационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, му­ниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).

В настоящее время действует Федеральный закон РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных об­разованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года приня­тых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут пре­доставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собствен­ность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет».

До введения в действие Жилищного Кодекса РФ, а именно до 1 января 2005 года, поста­новка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществлялась в муниципальных образованиях.

На момент увольнения Л.О.В.. из Вооруженных сил РФ законодательством не были предусмотрены государственные жилищные сертификаты. Они были введены впервые в 1998 году.

Подпункт «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сер­тификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» фе­деральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 года» (утв.Постановлением Правитель­ства РФ 21.03.2006г. №153) определил, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:. .. члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пре­бывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступ­ления в брак...

Действительно, как указывает в своем заявлении истица, Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» не указывается срок предоставления документов для постановки в очередь на учет. Данный срок (т.е. до 1 января 2005 года) был определен подзаконным актом -вышеуказанным Постановлением Правительства РФ 21.03.2006г. №153. В данном случае нор­ма, установленная подзаконным актом (Постановлением Правительства), не противоречит за­кону, но уточняет ее применительно к конкретным условиям.

Постановление Конституционного суда РФ от 5 апреля 2007 года N 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального за­кона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жили­ще» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан», на которое также ссылается истица, разъясняет нечто отличное от того, что пишет Лобода В.И.

Так, Конституционный суд РФ постановил: «Признать пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соот­ветствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюдже­та граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государст­венных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации по месту постановки на учет».

Это означает следующее (как следует из содержания Постановления, п.2.1. абз.2 и 4): «...Из приведенных законоположений следует, что до 1 января 2005 года законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а до­полнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целе­вых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета...

Тем самым с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучше­нии жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципально­го жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уво­лен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечи­ваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральны­ми органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета».

Таким образом, Конституционный суд РФ указывает на отличие в положении лиц, уво­ленных до 01.01.2005г. и уволенных после 01.01.2005г. При этом условие о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не отменяется и не признается неза­конным.

Кроме того, в 2010 г. решением Верховного Суда РФ №ГКПИ10-1413 было отказано в аналогичном деле Чеботареву С.К., который оспаривал норму в части ограничения права на участие в вышеуказанной подпрограмме по обеспечению жильем сроком постановки на учет - 1 января 2005 года.

Как указывает в исковом заявлении Лобода В.И. ни ее погибший (умерший) супруг, ни она сама до 1 января 2005 года не встали в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, Лобода В.И. в настоящее время может быть поставлена органами мест­ного самоуправления на учет нуж­дающихся в улучшении жилищных условий только на общих основаниях, в соответствии с по­ложениями Жилищного кодекса РФ. При этом документов, подтверждающих, что Лобода В.И. нуждается в улучшении жилищных условий, что жилье в собственности отсутствует, ею не представлено.

Полагая, что законные основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, просит отказать в удовлетворении исковых требований Лобода В.И. в полном объеме.

Заслушав истицу, представителя ответчика – МУ администрация МО Глотовское городское поселение, оснований для удовлетворения исковых требований Лобода В.И. не нахожу.

Материалами дела установлено, что Л.О.В.., являющийся мужем истицы, после окончания Ульяновского гвардейского высшего танкового командного училища в 1975 году, в период с 24.12.1975 года по 20.04.1990 года проходил военную службу в Республике Беларусь (Белорусская ССР), где ему была на состав семьи была предоставлена квартира в г. Барановичи .... Указанное жилое помещение было забронировано мужем истицы после перевода на военную службу в Забайкальский военный округ. Договор найма на указанное жилое помещение был расторгнут с Л.О.В. на основании решения суда г. Барановичи от 09.10.2001 года, что усматривается из сообщения начальника ГУ Барановичская КЭЧ от 28.11.2002 года.

В период с 20.04.1990 года 09.01.1996 года Лобода О.В. проходил военную службу в Александро-Заводском военном комиссариате Читинской области.

Прика­зом Командующего войсками Забайкальского военного округа №0353 от 27.11.1995г. Л.О.В. был досрочно уволен с военной службы в отставку по со­стоянию здоровья. Из списков личного состава исключен с 09 января 1996 г. (приказ №4 от 09.01.1996г.). С 09.01.1996 являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федера­ции. Выслуга лет Л.О.В.. составляет: в календарном исчислении - 24 года 3 месяца, в льготном исчислении - 26 лет 11 месяцев.

С 18.01.2002 года Л.О.В. его жена Лобода В.И., с 2003 года их дети – Н***., ... года рождения, В*** ... года рождения, внук Д***., ... года рождения, постоянно проживают в р.п. Глотовка ул. .... В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы истица, ее дети Н***., В***., внуки Д***., Л.А.В.., ... года рождения.

Л.О.В.. умер ... года.

Жилое помещение по адресу р.п. Глотовка ул. ... дом ... принадлежит на праве собственности матери истицы – Т.Н.К.. Согласно акту обследования от 14.06.2011 года жилое помещение представляет собою деревянный дом, жилой площадью 28 кв.м., с печным отоплением, 1928 года постройки. Строение находится в сыром месте, дом стоит на деревянных стульях, которые прогнили, отчего дом покосился, полы просели, печь в зале потрескалась, дымит, крыша протекает в двух местах.

Между тем, судом установлено, что Л.О.В. по приезду на постоянное место жительство в р.п. Глотовка по вопросу улучшения жилищных условий в орган местного самоуправления не обращался, по состоянию на 01.01.2005 года на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не встал. Истица по состоянию на 01.01.2005 года и на день рассмотрения дела в суде на таком учете в администрации МО Глотовское городское поселение не стоит, с заявлением о постановке на учет не обращалась.

На момент увольнения мужа истицы - Л.О.В. с военной службы действовал Закон РФ от 22.01.1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 24 ноября 1995 года). В соответствии с пунктом 10 статьи 15 данного Закона, военнослужащие, общая продолжи­тельность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволен­ные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с орга­низационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, му­ниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).

В настоящее время действует Федеральный закон РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Аналогичные положения содержаться в постановлении Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 3.1, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 342-ФЗ Российская Федерация передает, органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ, жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ определено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона № 342-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона № 342-ФЗ выдача государственных жилищных сертификатов не производится. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Статья 5 Федерального закона № 342-ФЗ устанавливает, что финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 342-ФЗ субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок выпуска государственных жилищных сертификатов и предоставление субсидий гражданам регулируются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

Подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сер­тификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» фе­деральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 года» (утв.Постановлением Правитель­ства РФ 21.03.2006г. №153) определено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.: члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пре­бывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступ­ления в брак.

Согласно п. 19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и пакет документов, указанных в данном пункте.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил.

Согласно п.24 данных Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учётное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляют его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органом, на который Правительством Ульяновской области возложены обязанности по реализации мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Таким образом, действующим законодательством о социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей установлено, что право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года. За членами семьи умерших военнослужащих данное право сохраняется также при условии соблюдения двух требований: нуждаемости в улучшении жилищных условий и нахождение на учете в органах местного самоуправления в качестве таковых по состоянию на 01.01.2005 года.

Действительно, Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» не указывается срок предоставления документов для постановки в очередь на учет. Данный срок (т.е. до 1 января 2005 года) был определен подзаконным актом Постановлением Правительства РФ 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Указанная нор­ма не противоречит за­кону, а уточняет ее применительно к конкретным условиям.

Постановлением Конституционного суда РФ от 5 апреля 2007 года N 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального за­кона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жили­ще» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан» не давалась оценка на соответствие Конституции РФ ограничение в части даты постановки на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанным Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюдже­та граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государст­венных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации по месту постановки на учет.

Таким образом, поскольку судом установлено, что Лобода О.В. до 01.01.2005 года на учет граждан-военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не принимался, в органы местного самоуправления по данному вопросу не обращался, истица также после смерти мужа по данному вопросу в органы местного самоуправления не обращалась, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения иска. Истица имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами Жилищного законодательства, а не в рамках действующего в настоящее время законодательства о социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, судья,

Р Е Ш И Л А :

Исковые требования Лобода В.И. к Администрации муниципального образования «Инзенский район», комиссии по учету и распределению жилья, Инзенскому военному комиссариату, Правительству Ульяновской области, Министерству обороны РФ, Министерству регионального развития РФ, Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, администрации муниципального образованиям Глотовское городское поселение о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», возложении на Администрацию муниципального образования «Инзенский район» обязанности поставить в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на Правительство Ульяновской области обязанности выделить в порядке очередности государственный жилищный сертификат, обязывании Инзенский военный комиссариат выдать льготную справку оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: