Дело №2-379/2011 Решение именем Российской Федерации 3 августа 2011 года г. Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю., при секретаре Зудилиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского М.М. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району, Управлению финансов Муниципального образования «Инзенский район» о возобновлении ежемесячной денежной выплаты, о понуждении выплатить недополученную денежную компенсацию, У с т а н о в и л : Орловский М.М. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району о возобновлении ежемесячной денежной выплаты, о понуждении выплатить недополученную денежную компенсацию. Судом в качестве соответчика по делу привлечено Управление финансов Муниципального образования «Инзенский район» В исковом заявлении Орловский М.М. указал, что является ветераном труда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Этот закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Государственная политика в отношении ветеранов труда предусматривает: - реализацию мер социальной поддержки из соответствующих бюджетов; - пропаганду с использованием СМИ важности добросовестного труда и значения государственных наград за трудовые подвиги Согласно ст. 28 Закона реализация мер социальной поддержки ветерана труда осуществляется по предъявлении им удостоверения единого образца и действует на всей территории РФ, Согласно ст. 10 п. 2 Закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ в соответствии со ст.22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов РФ. В Ульяновской области законом №086-ЗО от 30.11.04 «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» установлена ветеранская ЕДВ в размере 591 руб. на сегодняшний день. Ветеранская ЕДВ - это монетизированная форма поддержки ниже перечисление льгот: -проезд местным автобусом; -абонентская плата за телефон: зубопротезирование. Ему регулярно с *** года выплачивали из регионального бюджета ветеранскую ЕДВ, но только до *** года. Отказ в производстве дальнейших выплат мотивирован тем, что он получает Чернобыльскую ЕДВ. Он проживает на загрязненной радионуклидами территории и прекращение выплат пожилому человеку из сельской глубинки выглядит, некорректным. Позднее в закон №086-ЗО Ульяновской области вносились поправки, распространяемые на правоотношения возникшие с 1 января 2007 года и не имеющие к нему отношения, так как закон обратной силы не имеет. Кроме этого п.5 ст.5.1 закона №086-ЗО Ульяновской области гласит: «Гражданину, имеющему одновременно право на ЕДВ, предусмотренную несколькими нормативно-правовыми актами, независимо от основания, по которому она устанавливается, предоставляется одна ЕДВ по выбору гражданина за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Его случай действительно исключительный: он постоянно проживает на загрязненной радионукдидами территории и из федерального бюджета получает Чернобыльскую ЕДВ в размере 361 руб., основанием для выплаты которой является закон №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации,вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС». Чернобыльская ЕДВ - это форма возмещения вреда постоянно проживающим на загрязненной радионуклидами территории. Это монетизированный вид бесплатных рецептов на лекарства. До принятия Закона №122-ФЗ рецепты на лекарства жителям 4-ой зоны реализовывались в аптеках бесплатно. Таким образом, у ветеранской и чернобыльской ЕДВ разные основная и разные формы поддержки. В законе "О Ветеранах" (гл. 2 Ст.13 п..8) также приводится разъяснение о ЕДВ: "При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина за исключением случаев, предусмотренных законодательством, И закон "О Ветеранах" и Закон №086-ЗО Ульяновской области делают акцент на исключительность случаев, предусмотренных законодательством, а именно в статье 23.1. п.2 Закона "О Ветеранах" указано, что если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по настоящему федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативно-правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), ему предоставляется одна ЕДВ по выбору гражданина. Министерство здравоохранения и социального развития РФ издало Приказ № 294 от 20 ноября 2004г., согласно которому гражданину, имеющему одновременно право на ЕДВ предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльское АЭС») предоставляется одна ЕДВ по выбору гражданина. Учитывая вышеизложенное, для граждан, проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению вследствие катастрофы на ЧАЭС, ограничений на количество ЕДВ не установлено. Просил восстановить полагающуюся ему ветеранскую ЕДВ и обязать ответчика выплатить ему накопившуюся с 19 июля 2008 года задолженность в размере 18924 рублей 24 копеек. В судебном заседании истец Орловский М.М. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что поскольку является ветераном труда федерального уровня, то в качестве определяющего закона при разрешении дела следует руководствоваться федеральным законом "О Ветеранах". Закон же №086-ЗО Ульяновской области в соответствии со статьей 10 закона "О Ветеранах"следует рассматривать как расходное обязательство перед Правительством РФ и перед ним как ветераном труда федерального уровня. Закон №086-ЗО Ульяновской области лишь устанавливает размер ветеранской ЕДВ. Выплаты ветеранской ЕДВ были прекращены 18 июля 2008 года, в конце *** г. он получил письмо руководителя Департамента социальной защиты населения, в котором ему разъяснялось, что ему необходимо отказаться от одной из двух получаемых ЕДВ. Также в начале *** г. в населенный пункт, где он проживает, приезжали работники Пенсионного фонда, раздавали «листовки», в которых также разъяснялось право выбора одной из ЕДВ. Вместе с тем, предоставленным правом выбора он не воспользовался, поскольку считает, что имеет право на получение двух выплат. Представитель ответчика - Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району Корнева Л.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что выплата ЕДВ как ветерану труда производилась истцу до *** г. После проведенной проверки личных дел получателей ЕДВ с *** г. выплата была приостановлена. Орловскому М.М. непосредственно после приостановки выплаты было направлено письмо за подписью руководителя Департамента социальной защиты населения, в котором разъяснялось право выбора одной из двух получаемых им ЕДВ. Кроме того, работниками Департамента в тот же период был осуществлен выезд в с. Юлово, где проживает Орловский М.М., где истцу также разъяснялось его право на выбор одной из двух выплат. В соответствии со ст. 22 ФЗ №122 от 22.08.2004 года граждане, проживающие на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, получают ежемесячную денежную выплату за проживание, а в соответствии со ст. 5.1 п.2 Закона Ульяновской области №086-30 от 30.11.2004 г. «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» ветеранам труда, получившим удостоверение по наградным документам также назначается ежемесячная денежная выплата. Согласно п.5.1 ст.5 Закона №086-30, гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими нормативно-правовыми актами, независимо от основания, по которому она устанавливается, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина. Таким образом, граждане, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на получение только одной ежемесячной денежной выплаты, независимо от того, из какого бюджета она производится. В своем заявлении истец ссылается на Закон «О ветеранах» №5-ФЗ и говорит об исключительных случаях, оговоренных в законе. Вместе с тем, к лицам, на которые распространяются исключения, относятся инвалиды и ликвидаторы Чернобыльской АЭС, имеющие удостоверения. Истец к таким лицам не относится. Представитель ответчика – Управления финансов МО «Инзенский район» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району не является получателем средств бюджета муниципального образования «Инзенский район». Исходя из вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района не относится социальная поддержка ветеранов труда и социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому Управление финансов муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель третьего лица - УПФ РФ в Инзенском районе в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Орловский М.М. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии В №*** от *** года, проживает в с. *** Инзенского района Ульяновской области. Федеральным Законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации самоуправления в РФ» внесены изменения в действующее законодательство, предусматривающие распределение полномочий РФ и субъектов РФ, муниципальных образований в области межбюджетных и налоговых отношений, в том числе в части финансирования льгот и гарантий, представляемых отдельным категориям граждан. Согласно ст.7 ФЗ РФ от 12.01.1995года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда". Пункт 4 данной статьи предусматривает, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ) В соответствии со ст.22 названного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в редакции Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). В соответствии со ст. 5.1 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» №086-ЗО от 30.11.2204года (в ред. Законов Ульяновской области от 02.02.2005 N 003-ЗО, от 04.07.2005 N 049-ЗО, от 29.12.2005 N 155-ЗО, от 30.01.2007 N 11-ЗО, от 04.09.2007 N 119-ЗО, от 25.08.2008 N 143-ЗО) ветераны труда имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 410 рублей. В настоящее время с учетом индексации размер данной выплаты составляет 591 рубль 14 копеек. Согласно п. 5 названной статьи гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими нормативными правовыми актами, независимо от основания, по которому она устанавливается, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Региональным законодателем в указанной норме соблюдены требования, предъявляемые п.3 ст.13 ФЗ РФ от 12.01.1995года №5-ФЗ «О ветеранах» к получению мер социальной защиты граждан в условиях, когда гражданин имеет право на получение меры социальной поддержки по двум и более основаниям. В соответствии со ст.13 п.3 ФЗ РФ от 12.01.1995года №5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан. В судебном заседании установлено, что выплата ЕДВ с июля 2008года на основании ст. 5.1 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» №086-ЗО от 30.11.2004года истцу была приостановлена в связи с тем, что он является получателем ЕДВ, как лицо, проживающее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со ст.27.1 ФЗ РФ №1244-1. Указанное обстоятельство подтверждается делом № 755516 по выплате истцу указанной ЕДВ. При этом, как следует из представленных материалов и не отрицается истцом, что вместе с приостановлением выплаты ему разъяснялось право выбора на получение одной из двух ЕДВ, таким образом, переход на получение ЕДВ по федеральному законодательству суд не может признать вынужденным. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон РФ от 15.05.1991года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» была введена ст.27.1, предусматривающая ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом). Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В настоящее время истец также не лишен права выбора на получение одной из двух указанных выше ЕДВ. Ссылки истца на статью 23.1. п.2 Закона "О Ветеранах", а также на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 294 от 20 ноября 2004г., согласно которым гражданину, имеющему одновременно право на ЕДВ, предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльское АЭС») предоставляется одна ЕДВ по выбору гражданина, суд не может признать обоснованными. Так, в статье 23.1 Закона «О ветеранах», определен круг лиц, на которых данная норма распространяется. К таким лицам относятся инвалиды войны, участники Великой отечественной войны, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой отечественной войны на объектах противоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий. Орловский М.М. к перечисленной категории лиц не относится. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья Р е ш и л : Исковые требования Орловского М.М. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району, Управлению финансов Муниципального образования «Инзенский район» о возобновлении ежемесячной денежной выплаты, о понуждении выплатить недополученную денежную компенсацию, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: