Дело №2-417//2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 августа 2011 года г. Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю., с участием помощника прокурора Инзенского района Бычкова Д.С. при секретаре Климовской Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в интересах Михалкиной А.Г. к администрации муниципального образования «Оськинское сельское поселение», Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интерсах Михалкиной А.Г. к Администрации муниципального образования «Оськинское сельское поселение» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судом в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство регионального развития Российской Федерации. В обоснование иска указано, что прокуратурой Инзенского района рассмотрено обращение вдовы участника Великой Отечественной войны Михалкиной А.Г. о незаконном отказе жилищной комиссии администрации МО «Оськинское сельское поселение» в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ходе проверки было установлено, что Михалкина А.Г. обратилась *** в администрацию МО «Оськинское сельское поселение» с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны. *** жилищной комиссией администрации МО «Оськинское Основанием для отказа послужило признание жилищных условий Михалкиной А.Г. пригодными для проживания. Вместе с тем, изучение материалов свидетельствует о том, что Михалкиной А.Г. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано незаконно. Проверка показала, что Михалкина А.Г. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: с. Панциревка, ул. ***, д. *** кв. *** общей площадью 39,9 кв. м. Жилое помещение Михалкиной А.Г. по своим параметрам не соответствует п. 8.1.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64, в связи с отсутствием горячего водоснабжения и канализации. В силу ч. 1 ст. 15, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» члены семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно п. 3 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. В частности, в соответствии с п.п. 12, 13 указанного положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), а инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение и др.) оборудования и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. С учетом изложенного, жилое помещение в котором проживает Михалкина А.Г., не отвечает требованиям, установленным законом, является неблагоустроенным. Более того, в силу ст. 52, 54 ЖК РФ признание граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Отказ в принятии на учет оформляется решением с обязательной ссылкой на его основания. Жилищная комиссия администрации МО Оськинское сельское поселение не является органом местного самоуправления, соответственно не наделена полномочиями отказывать гражданам в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Прокурор Бычков Д.С. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме. Лицо, в чьих интересах подано исковое заявление – Михалкина А.Г., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась. Представитель лица, в чьих интересах подано исковое заявление – Нестерова Ю.В. в судебном заседании требования, заявленные прокурором, поддержала в полном объеме и дополнительно пояснила, что является внучкой истицы. Жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Панциревка, ул. ***, д.*** кв.*** не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дом ветхий, канализация в нем отсутствует. Михалкина А.Г. является инвалидом второй группы, в *** г. ей была проведена *** в связи с заболеванием «***». С учетом изложенного Михалкина А.Г. на основании Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. №378 п.5 является нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, в квартире *** д.*** по ул. *** в с. Панциревка кроме Михалкиной А.Г. зарегистрированы ее внучка Михалкина С.Ю. с *** г., правнук П.К.А. с *** г., которые, несмотря на то, что в настоящий момент в квартире не проживают, в будущем намерены там проживать. Представитель лица, в чьих интересах подано исковое заявление – Сунцова В.В. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, а также доводы Нестеровой Ю.В. поддержала в полном объеме и дополнительно пояснила, что Михалкина А.Г. является ее матерью. В настоящее время с *** г. мама проживает с ней в квартире по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. *** д.*** кв.*** поскольку является инвалидом 2-й группы, за ней требуется посторонний уход. В квартире матери в с. Панциревка Инзенского района в настоящее время никто не проживает, поскольку квартира без удобств. В дальнейшем, если суд удовлетворит требования прокурора, там намерена проживать ее (Сунцовой В.В.) племянница Михалкина С.Ю. с сыном, которые в данной квартире зарегистрированы. Третье лицо – Михалкина С.Ю. в судебном заседании показала, что является внучкой Михалкиной А.Г. С *** г. она зарегистрирована в квартире по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Панциревка, ул. ***, д.*** кв.*** В данной квартире она в общей сложности проживала несколько месяцев – с *** г. по *** г. В то время она обучалась в школе, ее мама работала вахтовым методом, поэтому она вынуждена была в указанный период жить у бабушки, посещать Панциревскую среднюю школу. В *** г. она вновь переехала к своей матери, в квартиру по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.*** кв.*** где проживает по настоящее время В данном жилом помещении ей принадлежит доля на праве собственности. В *** г. она зарегистрировалась в квартире бабушки по инициативе матери, поскольку на тот момент в квартире по ул. *** проживали кроме нее также другие их родственники, хотя как на момент регистрации, так и после этого вплоть до настоящего времени она в квартире не проживала. В *** г. у нее родился сын, который также был зарегистрирован в с. Панциревка по ул. ***, *** Намерена проживать в квартире Михалкиной А.Г. только в том случае, если суд удовлетворит требования прокурора и бабушке будет предоставлено другое жилое помещение. В г. Инза у нее имеется работа, поэтому ей удобнее проживать именно в районном центре. Представитель ответчика – администрации МО «Оськинское сельское поселение» Бардин В.С. исковые требования не признал и по делу пояснил, что *** года межведомственной комиссией было проведено обследование жилищных условий Михалкиной А.Г., при этом было установлено, что квартира последней расположена на первом этаже в муниципальном 16-тиквартирном двухэтажном доме, 1964 года постройки. Квартира состоит из двух комнат, размер каждой комнаты 25 и 15 квадратных метров. Все конструктивные элементы квартиры, в том числе окна, двери, покрытие и пол находятся в удовлетворительном состоянии. Благоустройство квартиры: природный газ, вода, индивидуальное газовое отопление. Канализация и санузел отсутствуют, что допустимо для сельской местности. На данной жилплощади зарегистрированы Михалкина А.Г., ее внучка Михалкина С.Ю., и правнук П.К.А.. Внучка и правнук фактически в квартире не проживают. *** г. на основании заключения межведомственной жилищной комиссии Михалкиной А.Г. было направлено уведомление об отказе в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с удовлетворительным состоянием жилого помещения. Кроме того, *** он, как глава администрации МО «Оськинское сельское поселение» вынес постановление об отказе в постановке на учет Михалкиной А.Г. как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился. Представитель ответчика – Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск следующего содержания. Согласно позиции истца Михалкина А.Г. как вдова участника Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены в том числе нормами Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»). Согласно положениям статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем независимо от их имущественного положения. В настоящее время основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены ЖК РФ. Статьей 51 ЖК РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение). Па основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарноэпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Пунктом 47 Положения предусматривается, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Как представляется, проведение в жилое помещение горячего водоснабжения и канализации возможно при проведении капитального ремонта данного жилого помещения. Таким образом, при наличии возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки проверяемого жилого помещения в целях достижения необходимых параметров жилого помещения, удовлетворяющих требованиям, установленным Положением, комиссия принимает решение о проведении, соответственно, капитального ремонта, либо реконструкции, либо перепланировки проверяемого жилого помещения, а не решение о признании такого помещения непригодным для проживания. В этой связи Положением установлено правило, согласно которому отсутствие системы нейтрализованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания (пункт 41 Положения). Кроме того, в пункте 12 Положения указывается, что в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, утверждение заявителя о наличии оснований для признания Михалкиной Л.Г., нуждающейся в жилом помещении, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ, является необоснованным. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Положением о Министерстве. регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, в компетенцию Министерства не входит решение вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и Многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не входят полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах». При этом согласно Положению о Минрегионе России Министерство не наделено полномочиями давать правовую оценку действиям должностных лиц, нормативным правовым актам, принимаемым государственными органами Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также совершать какие-либо действия, направленные на отмену или изменение данных актов или принимаемых решений. Представитель ответчика – Министерства Финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск в соответствие с которым Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006г. № 138 утверждён Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильём участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счёт средств федерального бюджета в порядке очерёдности. Для получения свидетельства Получатель должен представить в орган местного самоуправления муниципального образования соответствующие документы. Уполномоченный орган осуществляет приём документов и ежегодную сверку по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчётным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области -ранее Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти Ульяновской области по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов). Министерство на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список Получателей по Ульяновской области. Департамент запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, предусмотренные на Получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильём ветеранов. Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильём граждан, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, в бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильём ветеранов ВОВ не предусматриваются, так как финансирование мер социальной поддержки участников ВОВ в виде обеспечения жильём является расходными обязательствами Российской Федерации. Как следует из материалов дела, истица проживает в квартире общей площадью 39, 9 кв.м. Согласно ч.1 ст. 51 ЖК РФ основаниями признания гражданина, нуждающемся в жилом помещении, является тот факт, что гражданин не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При признании гражданина нуждающемся в жилом помещении учитывается наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; - иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; - иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. Кроме того, согласно п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица – Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав мнение прокурора, представителей лица, в чьих интересах подано исковое заявление, представителя ответчика – Администрации МО «Оськинское сельское поселение», исследовав письменные доказательства дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно положениям ст. 23.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах». В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений». В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Минтруда и соцразвития Ульяновской области на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области. Как следует из вышеприведенных нормативно-правовых актов, граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данными Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Из материалов дела усматривается, что Михалкина А.Г. является вдовой участника Великой отечественной войны. С *** года по настоящее время она зарегистрирована и *** г. проживала по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Панциревка, ул. ***, д.*** кв.***. Указанное жилое помещение принадлежит муниципалитету и предоставлено Михалкиной А.Г. по договору социального найма. В договоре социального найма, заключенном администрацией поселения с Михалкиной А.Г. непосредственно перед проведением проверки ее жилищных условий *** г., в качестве лиц, имеющих право на проживание в квартире указаны Михалкина С.Ю. (внучка), П.К.А. (правнук). Включение указанных лиц в договор социального найма связано с фактом их регистрации в указанной квартире. С *** г. по настоящее время Михалкина А.Г. проживает в квартире своей дочери Сунцовой И.В. по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.*** кв.*** площадью 51,21 кв.м., принадлежащей на праве собственности Сунцовой И.В., С.В.В. В квартире в настоящее время проживают три человека, указанные выше. Михалкина А.Г. обратилась в Администрацию МО «Оськинское сельское поселение» по вопросу улучшения жилищных условий, указывая, что является вдовой участника ВОВ, проживает в доме без удобств. Заключением межведомственной комиссии от *** года жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Панциревка, *** признано пригодным для проживания. Заключение вынесено на основании акта проверки жилищных условий заявителя от *** г., согласно которому квартира расположена на первом этаже в муниципальном 16-тиквартирном двухэтажном доме, 1964 года постройки. Квартира состоит из двух комнат, размер каждой комнаты 25 и 15 квадратных метров. Все конструктивные элементы квартиры, в том числе окна, двери, покрытие и пол находятся в удовлетворительном состоянии. Благоустройство квартиры: природный газ, вода, индивидуальное газовое отопление. Канализация и санузел отсутствуют, что допустимо для сельской местности. Представителями лица, в чьих интересах подано исковое заявление, в суд представлены фотографии дома №*** по ул. *** в с. Панциревка. Как следует из фотографий, на них изображен в основном фундамент дома, на котором имеются отслоения штукатурки. Само жилое помещение – квартира *** указанного дома на снимках не фигурирует. В связи с изложенным суд на основании представленных снимков не может поставить под сомнение заключение межведомственной жилищной комиссии. Уведомлением жилищной комиссии от *** г. Михалкина А.Г. поставлена в известность, что ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с удовлетворительным состоянием жилого помещения. Прокурором в исковом заявлении указано, что в силу ст. 52, 54 ЖК РФ принятие граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, таким образом, по его мнению, уведомление от *** г., и, следовательно сам отказ в постановке на учет являются незаконным. Вместе с тем, представителем ответчика представлено Постановление главы администрации МО «Оськинское сельское поселение» от *** г. №***, в соответствии с которым Михалкиной А.Г. также отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий в связи с удовлетворительным состоянием жилого помещения. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Совета Депутатов МО «Оськинское сельское поселение» от 08.08.2011 г. на территории поселения утверждена норма жилой площади на одного члена семьи в размере 18 квадратных метров для одиноко проживающего человека, 12 квадратных метров на одного человека для семьи из двух и более человек. Общая площадь квартиры по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Панциревка, ул. ***, д.*** кв.*** составляет 39,9 квадратных метров. Не подтверждены в судебном заседании доводы искового заявления о непригодности для проживания квартиры в с. Панциревка в связи с отсутствием канализации. В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Как было указано выше, обследование жилого помещения, в котором проживает истица, произведено межведомственной комиссией администрации МО «Оськинское сельское поселение». Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, квартира Михалкиной А.Г., соответствует нормам благоустройства в сельской местности. Согласно медицинской справки, представленной представителями лица, в чьих интересах подано исковое заявление, 05.10.2010 г. в Инзенский ЦРБ Михалкиной А.Г. проведена операция – ампутация левой стопы. В соответствии со справкой, выданной врачебной комиссией МУЗ «Инзенская ЦРБ» Михалкина А.Г. по состоянию здоровья нуждается в жилом помещении согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. №378. Постановлением Правительства от 16.06.2006 г. №378, во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Пунктом 5 данного перечня предусмотрено заболевание «гангрена конечностей». Согласно материалов дела, в квартире по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с.Панциревка, ул. Центральная 2-2 кроме Михалкиной А.Г. зарегистрирована с 2005 г. ее внучка Михалкина С.Ю., а с 2008 г. – правнук Плаксин К.А. Вместе с тем, как установлено при рассмотрении настоящего дела и подтверждено в судебном заседании Михалкиной С.Ю., в квартире бабушки она проживала без регистрации с *** г. по *** г. С *** г. и по настоящее время она проживает в квартире по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.*** кв.***. В *** году, на момент регистрации в квартире в с. Панциревка и после этого она в указанном жилом помещении не проживала. Была зарегистрирована там по инициативе своей матери, фактически проживая в другом месте. Ее сын в указанной квартире никогда не проживал. Намерена проживать там только в том случае, если в квартире не будет жить Михалкина А.Г. В соответствии с договором на передачу квартир в собственность граждан от *** года, зарегистрированном в Инзенском филиале УГП технической инвентаризации *** г., Михалкина С.Ю. является собственницей *** доли квартиры по адресу: г. Инза, ул. ***, д.*** кв.***. Согласно п.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. В ст. 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. То обстоятельство, что Михалкина С.Ю. и ее сын зарегистрированы в квартире Михалкиной А.Г., не является основанием для удовлетворения иска прокурора, поскольку регистрация лица на жилую площадь с согласия проживающих на ней лиц является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь, если не установлен факт вселения и проживания в жилом помещении. Таким образом, как на момент проверки жилищных условий Михалкиной А.Г., так и на момент вынесения решения суда отсутствуют основания для признания последней нуждающейся в их улучшении, поскольку в ее распоряжении имеется отдельное жилое помещение – квартира по адресу: Ульяновская область, Инзекнский район, с. Панциревка, ул. ***, д.*** кв.*** пригодное для проживания. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,56,194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области в интересах Михалкиной А.Г. к администрации муниципального образования «Оськинское сельское поселение», Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья:
сельское поселение» ей было отказано в постановке на учет в качестве
нуждающейся в улучшении жилищных условий. *** секретарем жилищной комиссии администрации поселения Михалкиной А.Г. было направлено уведомление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).