О признании недействительным требования об уплате налога; заявление оставлено без удовлетворения.



Дело№2-448/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2011года г. Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

при секретаре Климовской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алексеева К.А. об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ульяновской области,

Установил:

Алексеев К.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ульяновской области.

В заявлении указал, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Ульяновской области выставила требование об уплате налога и пеней №*** по состоянию на ***. в сумме *** рублей, из которых недоимка по налогу составляет *** руб. и пени *** руб., с которым нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст.57 Конституции РФ - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии главой 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщиками указанного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства (***) он является собственником легкового автомобиля (регистрационный знак ***) с мощностью двигателя 80,9 л.с., следовательно, подпадает под определение (категорию) налогоплательщика.

Налоговый период определен ст. 360 НК РФ, под которым признается календарный год.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Согласно статье 6 Закона Ульяновской области от 15.11.2002г. №056-30 (в ред. от 30.11.2006г.) «О транспортном налоге в Ульяновской области» уплата налога производится на основании уведомления в срок до 1 июля года налогового периода.

Налогового уведомления об уплате налога вплоть до настоящего времени им получено не было.

Следовательно, до дня получения физическим лицом налогового уведомления на уплату транспортного налога у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате этого налога.

В соответствии с положениями статей 48 НК РФ первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ.

В названном требовании основанием для взыскания недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2010г. указывается Закон Ульяновской области от 15.11.2002г. №056-ЗО (в ред. от 30.11.2006г.) «О транспортном налоге в Ульяновской области», утративший силу в связи со вступлением в законную силу Закона Ульяновской области № 130-ЗО от 06.09.2007г.«О транспортном налоге в Ульяновской области» (статья 5), который в свою очередь вступил в силу с 01.01.2009г.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, (ст.2 НК РФ).

Законодательство о налогах и сборах состоит из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативно правовых актов представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах (ст.1 НК РФ). Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге (согласно ст. 356 НК РФ).

В настоящее время Закон Ульяновской области о транспортном налоге от 2002г. утратил силу и поэтому не может распространять свое действие на правоотношения возникшие с 01.01.2009г. Следовательно, этот документ не является частью законодательства о налогах и сборах.

Отсюда следует единственный вывод о том, что требование которое основывается на недействующем законе является недействительным.

К тому же, возникает вопрос о правильности начисления налога.

Согласно. Закону Ульяновской области от 2002г. (в ред. 30.11.2006г.) налоговая ставка составляет 8 руб. Если умножить 80,9 л.с. (налоговая база) на 8 руб. получиться 647,2 руб., а в требовании указано 1540 руб.

Если в расчет брать действующий закон о транспортном налоге Ульяновской области №130-ЗО от 06.09.2007г., в котором налоговая ставка определена в 10 руб. на 1 л.с, то расчет налога за 2010г. составит 809 руб.

В требовании фигурирует недоимка по налогу за 2008г. в размере 194,67 руб. Из анализа текста Требования и норм налогового кодека РФ, следует что недоимка по налогу за 2008г. включена в требование на основании ст. 48 (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ) в статье 2, которого указано, о том что действие статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых были направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Данный документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Таким образом, в условиях действующего нормативно-правового регулирования применение указанных статей в редакции Федеральных законов вступивших в силу после возникновения правоотношений предшествовавших принятию указанных законов незаконно, поскольку в них нет специального указания об этом.

Кроме того, в 2009г. в ст. 48 НК РФ не существовало нормы о том, что заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей. Действующая редакция статьи 48 изложена Федеральным Законом 29 ноября 2010 года Ю24-ФЗ «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса Российской Федерации».

Действий по принудительному взысканию налога за 2008г. в 2009г. он не наблюдал, т.е. не получал ни налогового уведомления, ни требования, ни судебного акта, ни постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно пресекательные сроки, установленные НК РФ для взыскания в принудительном порядке пропущены, поэтому недоимка за 2008г. в силу обстоятельств юридического характера взысканию не подлежит и должна быть списана.

Что касается пеней, то поскольку налогового уведомления об уплате налога он не получал, следовательно обязанность по уплате пеней также отсутствует. К тому же из требования не понятно на какую недоимку они начисляются, за какой промежуток времени, т.е. к требованию не приложен расчет пеней.

Таким образом, наличие таких грубых и существенных нарушений налогового законодательства являются основанием влекущим отмену требования №***.

Заявитель Алексеев К.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ульяновской области Груздев Д.Е. с доводами заявления не согласился и в судебном заседании пояснил, что на налоговом учете в Инспекции ФНС России № 3 по Ульяновской области состоит Алексеев К.А., ИНН ***. На должника зарегистрированы транспортные средства: ВАЗ ******, ВАЗ ****** и согласно ст. 1.2 Закона Ульяновской области "О транспортном налоге в Ульяновской области" от 06.09.2007 г. № 130-30 ( в редакции Закона Ульяновской области от 21.08.2008 г. № 133-30) он является плательщиком транспортного налога. В соответствии со ст.360 ч.1 Налогового Кодекса РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Согласно п.3 ст.363 г.2 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. За 2008 год Алексееву К.А. транспортный налог начислен за автомобиль ВАЗ- *** 15.01.2009г., так как сведения пришли только в 2009г. (первоначально постановка на учет от органов ГИБДД пришла 23.10.2008г.), расчет налога 73 л.с. х 8 руб. х 3 месяца = 146 руб. За 2009 год Алексееву К.А. транспортный налог начислен 01.06.2009г. за а/м ВАЗ *** (постановка 23.10.2008г.) 73 л.с. х 8 руб. х 12 месяцев = 730 руб. За 2009 год Алексееву К.А. транспортный налог доначислен по итогам года 05.02.2010г. за а/м ВАЗ *** (постановка первоначально дана в электронном виде от органов ГИБДД 24.10.2009г.) 81 л.с. х 10 руб. х 3 месяца = 202 руб. 50 коп. За 2008 год Алексееву К.А. транспортный налог доначислен 02.03.2011г. за а/м ВАЗ *** (сведения поступили от органов ГИБДД, что а/машина ВАЗ *** поставлена на учет 28.06.2008г., а не 23.10.2008г.), поэтому было произведено доначисление: 73 л.с * 8 руб. * 7 месяцев = 340 руб. 67 коп., т.е. размер доплаты составляет 194 руб. 67 коп. За 2010 год Алексееву К.А. транспортный налог начислен 16.03.2010г. по уведомлению № *** на основании Закона Ульяновской области № 130-30 от 06.09.2007г. по ставке 10 руб. за а/м ВАЗ 211440 81 л.с. * 10 руб. * 12 месяцев = 810 руб., за а/м ВАЗ 2107 73 л.с. * 10 руб. * 12 месяцев = 730 руб. Налог не был оплачен и в соответствии со ст.69 Налогового Кодекса РФ было направлено требование от 18.07.2011г. № *** на уплату налога и пени на общую сумму 1742,79 руб., в котором недоимка по транспортному налогу за 2010 год - 1540.00 руб. и доначисление за 2008г. - 194.67 руб. и пени за 2010г. - 8.12 руб., однако задолженность погашена не была. Считает, что ошибочное указание в требовании Закона Ульяновской области от 15.11.2002г. № 056-30 в старой редакции не ведет к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, так как расчет налога был произведен согласно ставке указанной в редакции Закона Ульяновской области от 06.09.2007г. № 130-30, следовательно, это не является грубым нарушением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим причинам.

Согласно базы данных МРИ ФНС России №3 по Ульяновской области, Алексеев К.А. является собственником автомобиля ВАЗ ***, *** года выпуска, с двигателем мощностью 73 лошадиных силы, и ВАЗ ***, *** года выпуска с двигателем мощностью 81 лошадиная сила.

Согласно сведениям, первоначально представленным в МРИ ФНС, автомобиль ВАЗ *** зарегистрирован за Алексеевым К.А. с 23.10.2008 г. Вместе с тем, согласно уточненным сведениям, по данным ОВД Барышского района, указанный автомобиль числится за Алексеевым К.А. с 28.06.2008 г.

Таким образом, ранее Алексееву К.А. был начислен транспортный налог в следующем размере: 73 л.с. Х 8 руб. (ставка налога на одну лошадиную силу на 2008 г.) / 12 (количество месяцев в году) Х 3 (количество месяцев, на протяжении которых Алексеев К.А. владел автомобилем в 2008 г. согласно первоначальным данным) = 146 рублей.

С учетом вновь представленных данных, Алексееву К.А. был доначислен транспортный налог за 2008 г. в следующем порядке:

73х8/12х7=340 рублей 67 копеек – полная сумма транспортного налога за 2008 год.

Из указанной суммы следует вычесть ранее начисленную сумму транспортного налога за три последним месяца 2008 г., итого сумма, подлежащая уплате составит: 340,67 – 146 = 194 рубля 67 копеек.

Согласно ст. 363 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В связи с тем, что налоговым периодом по уплате транспортного налога является календарный год, доначисление налога за 2008 г., согласно вновь представленным сведениям ОВД по МО «Барышский район», является законным и обоснованным.

За 2010 год Алексееву К.А. был начислен транспортный налог в следующем порядке: за автомобиль ВАЗ 2107 – 73 л.с. Х 10 (ставка налога на 2010 г.) = 730 рублей; за автомобиль ВАЗ 21114 – 81 Х 10 = 810 рублей, итого 1540 рублей.

Указанные суммы фигурируют в требовании об уплате налога в качестве недоимки.

Согласно ст. 363 ч.2 п.3 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

МРИ УФНС России №3 представлены копии налоговых уведомлений, ранее направленных Алкесееву К.А. на указанные выше суммы налогов, а также копии Списка заказных отправлений с документами «Единое уведомление на уплату налогов физическими лицами», в соответствии с которым все налоговые уведомления Алексееву К.А. направлены своевременно.

В соответствии со ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Указанные требования закона при вынесении требования об уплате налога выполнены налоговым органом в полном объеме.

Следует также отметить, что в требовании указано на то, что в случае несогласия налогоплательщика с требованием, он имеет право обратиться в налоговый орган на сверку счетов.

Указание в требовании об уплате налога на Закон Ульяновской области от 15.11.2002г. № 056-30 как на основание начисления налога, не может повлечь за собой его отмену, поскольку не ведет к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика. Так, расчет налога был произведен согласно ставок, действующих в конкретные налоговые периоды.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Алексеева К.А. о признании недействительным Требования №*** об уплате налога от 18.07.2011 г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: