О признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади об отказе в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; иск удовлетворен.



Дело №2-504 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 сентября 2011 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шафеева О.В., действующего в интересах Шокуровой Л.П., к администрации МО «Черемушкинское сельское поселение», Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья,

у с т а н о в и л :

Шафеев О.В., действующий в интересах Шокуровой Л.П., обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Чермушкинское сельское поселение» о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

В обоснование иска указано, что Шокурова Л.П. в начале 2011 года обратилась в администрацию МО «Черемушкинское сельское поселение» как вдова участника Великой отечественной войны по поводу получения сертификата на улучшение жилищно-бытовых условий (приобретения жилья) и предоставила все необходимые документы. Долгое время со стороны администрации никаких действий не было. Потом к ней домой приехала комиссия, которая, не проводя обследования, составила акт осмотра дома. Через несколько дней ей по почте пришло письменное уведомление, что ее дом признан пригодным для проживания. На основании этого ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий. Считает данное решение незаконным, так как является вдовой участника Великой отечественной войны и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Дом, в котором она проживает, находится в аварийном состоянии, не имеет необходимых удобств для проживания пожилой одинокой женщины.

В судебном заседании представитель истицы Шафеев О.В., действующий на основании доверенности, требования и доводы искового заявления поддержал, дополнительно пояснив, что дом истицы находится в аварийном состоянии, протекает крыша, прогнили нижние венцы сруба. До ближайшего магазина большое расстояние. Комиссия не приняла во внимание аварийное состояние дома, однако вынесла решение о признании жилого дома пригодным для проживания.

Представитель истицы Сидоров Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в доме отсутствует отопление, водоснабжение, канализация. Кровля дома протекает, фундамент местами разрушен, печная труба разрушена, полы перекошены, в доме присутствует плесень. Комиссия приняла решение без учета данных обстоятельств.

Представитель ответчика – администрации МО «Черемушкинское сельское поселение» Баканова Л.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что при обследовании жилого дома истицы все члены комиссии не присутствовали. На место не выезжал представитель государственного пожарного надзора и представитель Роспотребнадзора. Шокурова Л.П. своевременно с заявлением о постановке на учет не обращалась. Дом у нее 1950 года постройки. В деревне ни у кого нет газопровода, воды и канализации. Несмотря на то, что дом истицы имеет повреждения, это обычный деревенский дом.

Судом при подготовке дела к судебному заседанию в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором указал, что согласно ст. 23.2. Федерального закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в виде субвенций. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области для получения сертификата - Свидетельства на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета - получатель предоставляет необходимые документы в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем. Руководствуясь Законом Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма», комиссии по учету и распределению жилой площади органов местного самоуправления обязаны принимать и рассматривать заявления и правоустанавливающие документы от ветеранов о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. В компетенцию Управления Министерства труда и социального развития не входят полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятию таких граждан с учета, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах». Непосредственно в Управление МТ и СР Ульяновской области по Инзенскому району за разъяснением порядка получения меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем Шокурова Л.П., ее доверенные лица не обращались.

Заслушав представителей истицы, третьего лица, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Шокурова Л.П., является ветераном Великой Отечественной войны.

Истица зарегистрирована и проживает в с.... Инзенского района Ульяновской области по пер...., д..... Согласно акту обследования, составленному комиссией Администрации МО «Черемушкинское сельское поселение», указанное помещение пригодно для проживания.

....03.2011 года истица обращалась в Администрацию МО «Черемушкинское сельское поселение» с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для решения вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ч.3 п. 2 ФЗ-5 от 12.01.1995 года «О ветеранах». При этом заявительница предоставила в орган местного самоуправления документы, удостоверяющие личность, данные о месте регистрации, справку о составе семьи, акт обследования жилого помещения, выписку из похозяйственной книги, документы, подтверждающие наличие у нее льгот, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии в собственности жилого помещения.

Постановлением главы администрации МО «Черемушкинское сельское поселение» от ....03.2011 года истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно акту проверки жилищных условий от ...03.2011 года, заключению межведомственной комиссии при Администрации МО «Черемушкинское сельское поселение» от ....03.2011 года жилое помещение по адресу: с...., пер...., дом ..., признано пригодным для проживания.

Данное решение не может быть признано законным по следующим основаниям.

Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным Кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления

В силу частей 2,3,4 ст. 15 и части 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Пунктом 8 Положения установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящей к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Таким образом, признание жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания отнесено законодательством к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления для этих целей.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены межведомственной комиссии Л.А.., С.Л.. и В.А.. пояснили, что при обследовании жилищных условий истицы представители государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора, участие которых является обязательным, не присутствовали.

Данный факт не отрицается в судебном заседании представителем администрации МО «Черемушкинское сельское поселение».

Таким образом, требования Шафеева О.В., действующего в интересах Шокуровой Л.П., о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» от ... марта 2011 года, протокола №... об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются обоснованными.

Поскольку признание жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, отказ комиссии признан необоснованным, решение вопроса о постановке Шокуровой Л.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на получение социальной выплаты на приобретение жилья является преждевременным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

Исковые требования Шафеева О.В., действующего в интересах Шокуровой Л.П., к администрации МО «Черемушкинское сельское поселение» удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» от ... марта 2011 года, протокол №... об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условийШокурову Л.П..

В остальной части в удовлетворении исковых требований Шафеева О.В., действующего в интересах Шокуровой Л.П., отказать.

Министерство труда и социального развития Ульяновской области от гражданско-правовой ответственности освободить.

Взыскать с администрации МО «Черемушкинское сельское поселение» в пользу Шафеева О.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: