Дело №2-512/2011 Р Е Ш Е Н И Е 28 сентября 2011 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М., при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, у с т а н о в и л : Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в северо-западной части г.Инза возле моста («козий мостик») близ окончания улицы ... в г.Инза Ульяновской области на берегу реки Сюксюмка. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В нарушение указанных требований законов в г.Инза с начала лета 2010 года и по настоящее время в северо-западной части г.Инза возле моста («козий мостик») близ окончания улицы ... в г.Инза Ульяновской области на берегу реки Сюксюмка имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы размещаются прямо на земле. Какой-либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется. Территория близ этой несанкционированной свалки завалена спиленными деревьями. Наличие бытовых отходов на берегу реки Сюксюмка неизбежно повлечет их попадание в водный объект и, как следствие этого, - причинение ущерба природной среде. Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза. Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Неисполнение администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме и пояснил, что на момент проверки в указанном в исковом заявлении месте имелась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. ....09.2011 года администрацией принимались меры к ликвидации свалки. Однако при повторной проверке ....09.2011 установлено, что в полном объеме свалка не ликвидирована. В настоящее время на берегу реки Сюксюмка возле «козьего» мостика имеются бытовые отходы и мусор. Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Гурьянов А.А., действующий на основании доверенности, с требованиями и доводами прокурора не согласился и пояснил, что ....09.2011 года несанкционированная свалка возле «козьего» мостика через реку Сюксюмка была ликвидирована силами работников администрации. При проверке ....09.2011 года в указанном месте действительно имеется мусор, однако он образовался после того как свалка была полностью ликвидирована. Ответственность за это несут жители близлежащих домов. Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18). В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организованы. В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в северо-западной части г.Инза возле моста («козий мостик») близ окончания улицы ... в г.Инза Ульяновской области на берегу реки Сюксюмка. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фотографиями, объяснением исполняющего обязанности главы администрации МО «Инзенское городское поселение» Г.В. Отсутствие на данной улице контейнеров для мусора не отрицается в судебном заседании представителем ответчика. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в том числе жилой зоны. Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно-эпидемиологической обстановки в г.Инза. Неисполнение администрацией МО «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенское городское поселение», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в северо-западной части г.Инза возле моста («козий мостик») близ окончания улицы ... в г.Инза Ульяновской области на берегу реки Сюксюмка. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: