Дело №2-537/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 октября 2011 года г.Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина И.Ю., с участием прокурора Дозорова А.С., при секретаре Марфиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Бухарской Н.В. о возложении обязанности оформить паспорт опасного отхода в Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области, У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Инзенского района обратился с иском в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Бухарской Н.В. о возложении обязанности оформить паспорт опасного отхода в Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой Инзенского района Ульяновской области проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Бухарской Н.В. требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по розничной торговле продуктами питания в магазине «...», расположенном по адресу Ульяновская область, Инзенский район р.п. Глотовка ул. ... В ходе проверки установлено, что ИП Бухарская Н.В. осуществляет свою деятельность с нарушением природоохранного законодательства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую природную среду, должна осуществляться на основе презумпции экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; недопустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды,; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ч.ч. 2, 3 ст.14 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. При осуществлении индивидуальным предпринимателем Бухарской Н.В. коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией магазина, продажей продуктов питания, образуются отходы производства и потребления, в т.ч. лампы накаливания, мусор от уборки магазина, отходы картона и полиэтилена. В нарушение приведенного выше законодательства паспорт на отходы I - IV класса опасности, документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности, у ответчицы отсутствуют. Учитывая вышеизложенное, прокурор просил обязать ответчицу оформить паспорт опасного отхода в Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области. До рассмотрения дела по существу судом в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области. В судебном заседании прокурор Дозоров А.С. свои требования уточнил, просил возложить на ответчицу обязанность оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области. Ответчица Бухарская Н.В. в судебном заседании с уточненными прокурором исковыми требованиями согласилась, пояснив, что на день проведения проверки и на сегодняшний день паспорт на опасные отходы ею не оформлен, но все необходимые документы для его оформления в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области ею поданы 22.09.2011 года. Срок рассмотрения заявления 30 дней. Представитель третьего лица - Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и замене третьего лица надлежащим - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. При этом указал, что в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 23.07.2010г. №780 функции контроля в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы природопользования переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В соответствии с Положением о Средне-Поволжском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 20 декабря 2010 года №1155 в полномочия Средне-Поволжского Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не входит осуществление контрольных и надзорных функций за деятельностью связанной с обращением с отходами. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. По существу искового заявления в отзыве указал следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частями 2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 указанного закона паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для охраны природной среды. Пунктом 3 и 4 указанных критериев установлено, что отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов расчетным методом к 5-ому классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в части экологической экспертизы и нормирования переданы Росприроднадзору и его территориальным органам. Поэтому паспортизация опасных отходов в настоящее время осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Ростприроднадзора) и ее территориальными органами. Паспортизация осуществляется на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. ИП Бухарская Н.В. 22.09.2011 г. обратилась в Управление с заявлением о выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода. Документы приняты к рассмотрению. В соответствии с п. 3.5. Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570, данные материалы рассматриваются в 30-тидневный срок с момента их регистрации. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, ответчицу, судья находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд считает возможным принять признание иска ответчицей, поскольку данное процессуальной действие не нарушает права и законные интересы других лиц, соответствует интересам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Ответчица не имела паспорта опасного отхода на день проведения прокурорской проверки, обращения прокурора с иском; не представлен ею паспорт и в судебное заседание. Вместе с тем, из отзыва и представленных Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области документов усматривается, что 22.09.2011 года ИП Бухарская Н.В. обратилась в Управление с заявлением о выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода. Документы приняты к рассмотрению. Срок их рассмотрения 30 дней. Последствия признания иска Бухарской Н.В. разъяснены и понятны. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 173 ч.3, 194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А : Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Бухарской Н.В. удовлетворить. Возложить на индивидуального предпринимателя Бухарскую Н.В. обязанность оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области. Взыскать с индивидуального предпринимателя Бухарской Н.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Инзенский район» в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней. Судья: