Дело №2-536/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 4 октября 2011 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Морозова О.А., при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Инзенского района к Совету депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» о признании нормативно-правового акта противоречащим закону, у с т а н о в и л : Прокурор Инзенского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» о признании нормативно-правового акта противоречащим закону. В обоснование заявления указано, что Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района ...06.2011 года принято решение № ... «О внесении изменений в решение Совета депутатов поселения от ....02.2009 года № ... «Об утверждении Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» (далее – решение Совета депутатов от ...02.2009 № ...). Данное решение было опубликовано в местном печатном органе - газете «Вперед» №27 (...) от 08.07.2011 и является нормативным правовым актом, поскольку это официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм, а так же распространяет своё действие на неопределенный круг лиц, затрагивает права, обязанности и законные интересы граждан. Данный нормативный правовой акт противоречит закону по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-Ф3) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 51 указанного Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 131 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с п.5 ч.10 ст.35 Закона № 131-Ф3 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится только определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Вместе с тем, п. 2 указанного решения в п. 4.1 Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» внесены изменения, предусматривающие, что представительный орган местного самоуправления МО «Инзенское городское поселение» выдает разрешение (согласование) на совершение сделок (включая сделки по купле-продаже) в отношении объектов муниципальной собственности, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Кроме того, пунктом 3 данного решения в п.7.4. Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» внесены изменения, предусматривающие, что предоставление муниципального имущества в аренду осуществляется Комитетом по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования «Инзенское городское поселение» на основании решения Совета депутатов. В соответствии с ч.2 ст.295 Гражданского кодекса РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. В соответствии с ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с ч.2 ст.18 Закона № 161-ФЗ муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. В соответствии с ч.4 ст.44 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» (далее - Устав) учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени поселения выступает Администрация поселения. В соответствии с ч.5 ст.44 Устава порядок владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом поселения устанавливается решением Совета депутатов поселения. Кроме того, решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» от ...05.2008 № ... «О муниципальном учреждении Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования «Инзенское городское поселение» утверждено Положение об указанном муниципальном учреждении, (далее - Положение). В соответствии с п. 1.2 Положения Комитет является функциональным органом Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» и наделяется полномочиями по приватизации, управлению и распоряжению муниципальной собственностью Инзенского городского поселения. Собственником муниципального имущества муниципального образования «Инзенское городское поселение» выступает Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Совет депутатов, как представительный орган местного самоуправления собственником муниципального имущества не является и правом выдачи разрешений на совершение сделок с ним не наделен. Следовательно, решение Совета депутатов от ....02.2009 года №... принято представительным органом местного самоуправления с превышением полномочий. Прокурором района 12.08.2011 года на указанное решение Совета депутатов от ....02.2009 года № ... был принесен протест в порядке надзора. По результатам его рассмотрения 01.09.2011 года в удовлетворении требований прокурора было отказано. Таким образом, решение Совета депутатов от ...02.2009 года №... противоречит нормам ч. 1, ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 37, п. 3 ч. 3 ст. 14, п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-Ф3; ч. 2 ст. 295, ч. 1 ст. 296 ГК РФ; ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона № 161-ФЗ. Просит суд признать решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района от ....06.2011 № ... «О внесении изменений в решение Совета депутатов поселения от ....02.2009 № ... «Об утверждении Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» противоречащим закону с момента его вступления в силу. В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Морозов О.А. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Представитель Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Рослякова М.А. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что Уставом МО «Инзенское городское поселение», а также п.5 ч.10 ст.35 Закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Совет депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района издав решение от ....06.2011 № ... «О внесении изменений в решение Совета депутатов поселения от ....02.2009 № ... «Об утверждении Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение», определил порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом не выходя за пределы предоставленных полномочий. Кроме того, данное решение было принято в связи с проведенной Счетной палатой Ульяновской области проверкой использования средств областного бюджета. Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования «Инзенское городское поселение» Козлов Д.Ю. в судебном заседании пояснил, что от имени собственника муниципального имущества поселения выступает Комитет, как функциональный орган администрации поселения. Учредителями муниципальных предприятий и учреждений выступает администрация поселения как исполнительно-распорядительный орган. В разработке оспариваемого решения он участия не принимал. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение», допросив свидетеля, суд находит требования исполняющего обязанности прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ....06.2011 года Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района принято решение № ... «О внесении изменений в решение Совета депутатов поселения от ....02.2009 года № ... «Об утверждении Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение». Данное решение опубликовано в местном печатном органе – газете «Вперед» №27 (...) от 08.07.2011 года. Пунктом 2 указанного решения в п. 4.1 Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» внесены изменения, предусматривающие, что представительный орган местного самоуправления МО «Инзенское городское поселение» выдает разрешение (согласование) на совершение сделок (включая сделки по купле-продаже) в отношении объектов муниципальной собственности, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Пунктом 3 оспариваемого решения в п.7.4. Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» внесены изменения, предусматривающие, что предоставление муниципального имущества в аренду осуществляется Комитетом по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования «Инзенское городское поселение» на основании решения Совета депутатов. В соответствии с п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится только определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно ч.1 ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу ч.1 ст.37 Закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 44 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» (далее - Устав) учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени поселения выступает Администрация поселения. Частью 5 ст. 44 Устава предусмотрено, что порядок владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом поселения устанавливается решением Совета депутатов поселения. Кроме того, решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» от ....05.2008 года № ... «О муниципальном учреждении Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования «Инзенское городское поселение» утверждено Положение об указанном муниципальном учреждении (далее - Положение). Согласно п.1.2 Положения Комитет является функциональным органом Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» и наделяется полномочиями по приватизации, управлению и распоряжению муниципальной собственностью Инзенского городского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственником муниципального имущества муниципального образования «Инзенское городское поселение» выступает Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Совет депутатов, как представительный орган местного самоуправления собственником муниципального имущества не является и правом выдачи разрешений на совершение сделок с ним не наделен. Согласно акту Счетной платы Ульяновской области по результатам проверки использования средств областного бюджета от ....02.2011 года Положением «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение», также Положением «О муниципальном учреждении Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования «Инзенское городское поселение» не установлен порядок оформления согласия собственника на совершение сделки в отношении объектов муниципальной собственности, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями. Вместе с тем, в данном акте указание на необходимость дачи согласия от имени собственника Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» отсутствует. Более того, данное указание противоречило бы вышеуказанным нормативно-правовым актам. При таких обстоятельствах довод представителя Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» о принятии оспариваемого решения на основании представления Счетной палаты Ульяновской области суд находит несостоятельным. Таким образом, суд считает, что решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от № ... «О внесении изменений в решение Совета депутатов поселения от ....02.2009 года № ... «Об утверждении Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в указанной части со дня вступления в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, гл.24 ГПК РФ, судья р е ш и л : Заявление прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить. Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от ... июня 2011 года №... «О внесении изменений в решение Совета депутатов поселения от ....02.2009 года №... «Об утверждении Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Инзенское городское поселение» недействующим полностью с момента вступления в законную силу, то есть с 08.07.2011 года. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья