Об обязывании оформления паспорта опасного отхода; иск удовлетворен.



Дело №2-625/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 ноября 2011 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,

при секретаре Климовской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов к Арениной Л.Г. о понуждении оформить паспорт опасных отходов,

У с т а н о в и л:

Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов к Арениной Л.Г. о понуждении оформить паспорт опасных отходов.

В исковом заявлении указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Арениной Л.Г., осуществляющей деятельность по розничной торговле продуктами питания в магазине «***», который расположен по адресу: Инзенский район, с. Юлово, ул. ***.

Нарушения заключаются в следующем.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- презумпция экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- недопустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-         запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Статья 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

При осуществлении индивидуальным предпринимателем Арениной Л.Г. коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией вышеуказанного магазина и продажей продуктов питания, образуются отходы производства и потребления, в т.ч. лампы накаливания, мусор от уборки магазина, отходы картона и полиэтилена.

Однако, в нарушение требований вышеуказанных законов у индивидуального предпринимателя Арениной Л.Г. отсутствует паспорт на отходы I - IV класса опасности, и отнесение отходов к конкретному классу опасности не подтверждено в установленном законом порядке.

Невыполнение требований природоохранного законодательства представляет опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

В судебном заседании прокурор Никишин И.М. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Ответчица Аренина Л.Г., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Представила заявление, в котором указала на то, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, при этом сущность ст. 173 ГПК РФ, согласно которой при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований, ей понятна.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, согласно которого в соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частями 2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 указанного закона паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Согласно п. 2.2. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД).

Пунктом 3 и 4 указанных критериев установлено, что отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности.

Согласно п. 2.3, 2.4. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители), и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Паспортизация состоит в рассмотрении Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями; оформлении и выдаче территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды согласно образцу; согласовании паспортов опасных отходов.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в части экологической экспертизы и нормирования переданы Росприроднадзору и его территориальным органам. Согласно п. 4.5. Положения об Управлении, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 г. № 484, работа по паспортизации отходов (в том числе выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласования паспортов отходов I-IV классов опасности) отнесена к полномочиям Управления.

ИП Аренина Л.Г. в Управление с заявлением о выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода не обращалась. На основании изложенного иск прокурора подлежит удовлетворению. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Ответчица Аренина Л.Г. исковые требования прокурора признала в полном объеме, что подтверждается предоставленным ею в суд заявлением, из которгго также следует, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей понятны.

Судом принимается признание иска, в связи с чем он подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56,194-198 ГПК РФ, судья

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов к Арениной Л.Г. удовлетворить.

Обязать Аренину Л.Г. оформить паспорт опасных отходов в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: