Дело №2-477/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 21 октября 2011 года г.Инза районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Бычкова Д.С., при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Инзенского района к администрации МО «Инзенское городское поселение» о проведении капитального ремонта кровли и дымовентканалов жилого дома, у с т а н о в и л Исполняющий обязанности прокурора Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Инзенское городское поселение» о возложении обязанности провести капитальный ремонт кровли и дымовентканалов жилого дома №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области. В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме № ... по улице ... в г. Инза, которые выразились в следующем. Согласно ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Согласно ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг. Согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1. плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилого фонда; 3. плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1)плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2)плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В соответствии с ч.2 ст.165 ЖК РФ муниципалитет может предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Согласно п.5 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципалитет имеет право на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года, а в соответствии со ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Из п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ следует, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Согласно п.3 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЭ) в собственности муниципальных образований может находиться: жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Согласно ч.1 ст.51 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Многоквартирный жилой дом № ... по ул. ... в г. Инза находится в муниципальной собственности муниципального образования «Инзенское городское поселение». Обслуживание данного жилого дома осуществляется ООО «Жилищноэксплуатационное управление». В ходе прокурорской проверки установлено, что кровля вышеуказанного многоквартирного дома и дымовентканалы находятся в неисправном состоянии. Кровля дома имеет многочисленные повреждения (разрушение коньков, ДВК, примыканий ДВК, слуховых окон, разломы кровельного покрытия) и протечки. В результате этого, дождевые и талые воды проникают на чердак и квартиры граждан. Нормальное функционирование дымовентканалов не обеспечено. Указанные обстоятельства неизбежно приведут к причинению вреда здоровью и имуществу граждан. 17.08.2011 года в прокуратуру района поступило коллективное обращение от граждан, проживающих в названном доме. В своем обращении заявители указывают на непринятие администрацией МО «Инзенское городское поселение» мер, направленных на капитальный ремонт кровли. Необходимость проведения ремонтных работ кровли подтверждается фотографиями и письмом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 08.08.2011 № .... Администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение» и созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства (МУП «ЖЭУ», МУП «УК ЖКХ Инзенского городского поселения») капитальный ремонт кровли дома и дымовентканалов не производили, хотя плата за него взималась. Вместе с тем, согласно действующему жилищному законодательству органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными жилыми домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт (п.п.2 п.1 ст.165 ЖК РФ). В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда. В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Бычков Д.С. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представитель третьего лица – ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» Р.. исковые требования прокурора поддержал, дополнительно пояснил, что кровля жилого дома требует проведения капитального ремонта, который должен осуществлять собственник, то есть администрация МО «Инзенское городское поселение». Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя третьего лица, суд приходит к следующему. Согласно материалам дела жилой дом №... по ул.... в г.Инза включен в реестр муниципального имущества МО «Инзенское городское поселение». Дом является двухэтажным, 16-квартирным, стены кирпичные, кровля шиферная. Жильцы дома являются собственниками квартир. Согласно данным ОГУ БТИ Инзенского района последняя квартира в указанном доме приватизирована ....2006 года – квартира №.... Многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1971 году. Сторонами не отрицается, что капитальный ремонт дома после его ввода в эксплуатацию не проводился. Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы в кровле жилого дома по адресу: г.Инза, ул...., д.... имеются следующие дефекты: отколы и трещины на асбестоцементных листах, имеются заплаты из стального листа, отсутствие части коньковых досок, следы массовых протечек. Примерный состав ремонтных работ по приведению кровли жилого дома № ... в соответствии со строительными нормами и правилами: смена части стропильных ног и подкосов, частичная смена рядовой обрешетки, замена покрытия кровли. В дымовых вентиляционных каналах жилого дома по адресу: г.Инза, ул...., д.... имеются следующие дефекты: местами разрушение кладки каналов, трещины в кладке, разрушение и выпадение кирпичей, отслоение наружного слоя кирпичей. Дымовентканалы, находящиеся на чердаке и крыше дома, расположенного по адресу: г.Инза, ул...., д...., нуждаются в проведении ремонта. Примерный состав ремонтных работ: разборка стен дымвентканалов, кладка кирпичных стен дымвентканалов. Причины возникновения дефектов в кровле и дымовентканалах – естественный физический износ конструкций с течением времени. Все вышеуказанные работы относятся к капитальному ремонту. Оснований не доверять указанному заключению экспертизы у суда не имеется, выводы, изложенные в заключении, полностью согласуются с представленными материалами. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотрам и т.п. В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть1). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (часть 3 ст. 158 ЖК РФ). В соответствии со ст. 14 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда. Муниципальной собственностью в соответствии со ст. 215 ч. 1 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы, кровля дома №... по ул.... в г.Инза выполнена из асбестоцементных волнистых листов (шифера) по деревянной обрешетке. Согласно выписке из реестра муниципального имущества, дом введен в эксплуатацию в 1971 году. В соответствии с Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (приложение 3), продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия крыш из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет (т.е. до 2001 года). Таким образом, в судебном заседании установлено, что до передачи жилых помещений (квартир) в собственность жителей дома, в защиту интересов которых подан иск, кровля дома и дымовые вентиляционные каналы нуждались в проведении капитального ремонта. Поскольку данные виды работ, согласно заключению эксперта, относятся к капитальному ремонту, суд считает необходимым возложить обязанность по их проведению на администрацию МО «Инзенское городское поселение». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л : Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Инзенского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» произвести капитальный ремонт кровли и дымовентканалов многоквартирного жилого дома №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области, а именно: ремонт кровли: смена части стропильных ног и подкосов, частичная смена рядовой обрешетки, замена покрытия кровли; ремонт дымвентканалов: разборка стен дымвентканалов, кладка кирпичных стен дымвентканалов. Взыскать с администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в пользу Закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» издержки по проведению по делу судебной строительно-технической экспертизы в размере 14250 (четырнадцать тысяч двести пятьдесят рублей) руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья