Дело №2-666/2011 Р Е Ш Е Н И Е 29 ноября 2011 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В., с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М., при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, у с т а н о в и л : Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение», о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в северо-восточной части г.Инза, близ окончания улицы ... возле мостика через реку Сюксюмка. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. В соответствии со ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. В нарушение указанных требований законов в северо-восточной части г.Инза, близ окончания улицы ... возле мостика через реку Сюксюмка с начала лета 2011 года и по настоящее время имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы размещаются прямо на земле. Бытовые отходы и мусор размещены прямо на земле в овраге. Какой либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется. Номенклатура отходов различная, пластиковая и стеклянная тара, бумажные коробки и отходы ТБО, куски пластика и полиэтилена, обрезки деревьев и другие отходы. В период дождей и таяния снега водяные потоки стекают в овраг и при его переполнении дождевыми и талыми водами мусор попадает в реку Сюксюмка. Данное антропогенное воздействие на окружающую среду приводит к губительным процессам в растительном и животном мире. Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Неисполнение администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В судебном заседании помощник прокурора Никишин И.М. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что 28.11.2011 года проведена повторная проверка участка местности, указанного в исковом заявлении, с вскрытием снежного покрова. В результате установлено, что до настоящего времени свалка не ликвидирована. Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Гурьянов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании 28.11.2011 года исковые требования прокурора не признал, пояснив, что администрацией поселения заключен договор с МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» на ликвидацию несанкционированных свалок в срок до 24 ноября 2011 года. В настоящее время в связи со снежным покровом, установить, убрана свалка или нет, не представляется возможным. Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенское городское поселение», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18). В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организованы. В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в северо-восточной части г.Инза, близ окончания улицы ... возле мостика через реку Сюксюмка. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фотографиями. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Бытовые отходы и мусор размещены прямо на земле в овраге. Какой либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется. Номенклатура отходов различная, пластиковая и стеклянная тара, бумажные коробки и отходы ТБО, куски пластика и полиэтилена, обрезки деревьев и другие отходы. В период дождей и таяния снега водяные потоки стекают в овраг и при его переполнении дождевыми и талыми водами мусор попадает в реку Сюксюмка. Данное антропогенное воздействие на окружающую среду приводит к губительным процессам в растительном и животном мире. Неисполнение администрацией МО «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенское городское поселение», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в северо-восточной части г.Инза, близ окончания улицы ... возле мостика через реку Сюксюмка. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: