Дело №2-658/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 21 ноября 2011 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В. при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каризина А.В. к муниципальному образованию «Инзенское городское поселение» о взыскании невыплаченного выходного пособия в размере **** рублей, компенсации морального вреда, у с т а н о в и л : Каризин А.В. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Инзенское городское поселение» (далее МО «Инзенское городское поселение» о взыскании невыплаченного выходного пособия в размере **** рублей, компенсации морального вреда в размере **** рублей. В обоснование требований указал, что по результатам конкурса 13.11.2009 года между ним и МО «Инзенское городское поселение» был заключен трудовой контракт на замещение должности главы администрации МО «Инзенское городское поселение». Согласно п.3.1, 3.2. указанного контракта срок полномочий был установлен на 5 лет с 16.11.2009 года. 02.08.2011 года между истцом и главой поселения МО «Инзенское городское поселение» было достигнуто соглашение о досрочном расторжении трудового контракта от 13.11.2009 года, о чем было составлено дополнительное соглашение №1. Указанным дополнительным соглашением предусмотрены условия о выплате выходного пособия при увольнении по соглашению сторон в размере **** рублей и о досрочном расторжении контракта по соглашению сторон с 05.08.2011года. Согласно п.5. дополнительного соглашения наниматель в последний рабочий день обязуется выдать главе администрации оформленную трудовую книжку и произвести с ним полный расчет. По смыслу норм ч.6 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», деятельность гражданина, поступившего на муниципальную службу, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных вышеуказанным законом. В соответствии с ч.1 ст.56, ст.67, ст.72 Трудового кодекса РФ (Далее – ТК РФ) под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель и работник принимают на себя ряд обязательств. Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Следовательно, соглашение о прекращении трудового договора по соглашению сторон, также должно составляться в виде документа, подписанного обеими сторонами в двух экземплярах. В соответствии со ст.72 ТК РФ изменение условий трудового договора в одностороннем порядке не допускается. Однако в нарушение ст.72, ст.84.1, ст.140 ТК РФ и условий вышеуказанного дополнительного соглашения полный расчет истцом не получен до настоящего времени. Ответчик в одностороннем порядке отказался от исполнения соглашения по мотивам нарушения процедуры согласования соглашения о расторжении моего трудового договора с Советом депутатов. Вместе с тем, ст. 22 ТК РФ устанавливает перечень обязанностей работодателя, в числе которых указана обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, соглашений и трудовых договоров. Работник не может нести риск неблагоприятных последствий за нарушение работодателем установленной законом процедуры: соглашение о расторжении трудового договора было достигнуто в части сроков увольнения, а также определенного сторонами размера компенсационных выплат. Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями и бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Истец Каризин А.В. в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель МО «Инзенское городское поселение» в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления поселения – администрации МО «Инзенское городское поселение» Рослякова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась и пояснила, что дополнительное соглашение между главой администрации МО «Инзенское городское поселение» и главой МО «Инзенское городское поселение» от 02.08.2011 года в части выплаты главе администрации выходного пособия и иных выплат в сумме **** рублей представительным органом – Советом депутатов поселения не утверждалось. Решением Совета депутатов поселения №... от 05.08.2011 года согласовано досрочное расторжение контракта с главой администрации МО «Инзенское городское поселение» Каризиным А.В. с 05.08.2011 года. После внесения представления прокурором Инзенского района дополнительное соглашение от 02.08.2011 года в части выплаты главе администрации выходного пособия и иных выплат в сумме **** рублей признано недействительным. Каризину А.В. почтовым отправлением направлен проект соглашения о расторжении контракта, однако данное соглашение Каризиным А.В. не подписано. Просит суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. Представитель ответчика – Глава МО «Инзенское городское поселение» Рауткин С.Н. в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором указал, что 08.08.2011 года поступило представление прокурора Инзенского района №... с требованием признать дополнительное соглашение о расторжении контракта с главой администрации поселения Каризиным А.В. в части выплаты выходного пособия и иных выплат в сумме **** рублей коррупционным, не соответствующим требованиям федерального законодательства, а именно Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в РФ» и Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления». По мнению прокурора нарушения законодательства выразились в следующем. Согласно ч.ч.2, 3 ст.37 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Условия контракта были изменены главой муниципального образования и главой администрации поселения самостоятельно, без необходимого их утверждения представительным органом местного самоуправления. Представление прокурора района от 08.08.2011 года было рассмотрено главой поселения 17.08.2011 года. По результатам рассмотрения дополнительное соглашение №1 от 02.08.2011 года по требованию прокурора было признано недействительным, о чём было сообщено Каризину А.В в письменной форме. Было составлено новое дополнительное соглашение, которое направлялось по почте заказным письмом для подписания Каризину А.В., который подписать новое (соответствующее требованиям закона) дополнительное соглашение отказался. Таким образом, никаких неисполненных обязательств у МО «Инзенское городское поселение» перед истцом не существует, трудовые отношения с Каризиным А.В., как главой Администрации поселения, прекращены на основании решения Совета депутатов поселения №... от 05.08.2011 года. Бухгалтерия администрации поселения произвела полный расчёт заработанной платы с истцом по день увольнения включительно. Моральный вред действиями (бездействиями) работодателя истцу причинён не был. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме. Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему. В силу ст.16 ТК РФ Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом судебного решения о заключении трудового договора. В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в РФ»муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Частью шестой ст.16 указанного Федерального закона Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". (ст.16 ч.7). В силу ч.2 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» главой местной администрации является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, но не менее чем на 2 года. В соответствии с ч.3 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что необходимым условием внесения изменений в контракт с главой местной администрации поселения является утверждение вносимых изменений представительным органом поселения. Как следует из материалов дела, на основании решения Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» №... от 21.10.2009 года Главой МО «Инзенское городское поселение» из числа депутатов избран Рауткин С.Н.. Решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» №... от 13.11.2009 года на должность Главы администрации МО «Инзенское городское поселение» утвержден Каризин А.В.. 13.11.2009 Глава МО «Инзенское городское поселение» Рауткин С.Н. на основании указанного выше решения Совета депутатов заключил с Каризиным А.В. контракт на замещение должности Главы администрации МО «Инзенское городское поселение» сроком на 5 лет с 16.11.2009 года. Условий о выплате в случае досрочного расторжения контракта выходного пособия и иных выплат данный контракт не содержит. 02.08.2011 года между Главой МО «Инзенское городское поселение» Рауткиным С.Н. и главой администрации МО «Инзенское городское поселение» Каризиным А.В. заключено дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений в контракт с лицом, назначаемым на должность главы администрации поселения от 13.11.2009года. Данным соглашением в контракт включены условия, касающиеся порядка расторжения контракта, срока расторжения контракта, а также выплаты главе администрации выходного пособия и иных выплат в сумме **** руб. В нарушение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов условия контракта изменены главой муниципального образования и главой администрации муниципального образования самостоятельно, без необходимого их утверждения представительным органом местного самоуправления. Следовательно, внесение изменений в условия контракта с нарушением установленного порядка является незаконным и не может возлагать выполнение предусмотренных дополнительным соглашением обязанностей, в том числе обязанности по выплате главе администрации выходного пособия и иных выплат в сумме **** руб. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании указанной суммы являются необоснованными. Статьей 84.1 ТК РФ предусмотрено, что в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму. Как следует из отзыва Главы поселения бухгалтерией администрации МО «Инзенское городское поселение» произведен полный расчёт заработанной платы с истцом по день увольнения включительно. Данное обстоятельство истцом не оспаривается. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания в пользу истца выходного пособия в размере **** рублей, суд полагает, что оснований для взыскания в порядке ст.237 ТК РФ компенсации морального вреда, также не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л : Исковые требования Каризина А.В. к муниципальному образованию «Инзенское городское поселение» о взыскании невыплаченного выходного пособия в размере **** рублей, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья