Об обязывании проведения капитального ремонта жилого многоквартирного дома; иск удовлетворен.



Дело №2-542/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года г. Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Бычкова Д.С.

при секретаре Климовской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» о понуждении провести ремонт кровли, дымовых вентиляционных каналов, кирпичной кладки и фундамента многоквартирного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» о понуждении провести ремонт кровли, дымовых вентиляционных каналов, кирпичной кладки и фундамента многоквартирного жилого дома по адресу: г. Инза, ул. *.

Судом в качестве соответчика по делу привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление».

В исковом заявлении указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме * в г. Инза, которые выразились в следующем.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг.

Согласно ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2)     плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилого фонда;

3)плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1)     плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 165 ЖК РФ муниципалитет может предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Из п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ следует, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-Ф3) в собственности муниципальных образований может находиться: жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Многоквартирный жилой дом * в г. Инза находится в муниципальной собственности муниципального образования «Инзенское городское поселение».

Обслуживание данного жилого дома осуществляется ООО «Жилищно­эксплуатационное управление».

В ходе прокурорской проверки установлено, что кровля вышеуказанного многоквартирного дома и дымовентканалы находятся в неисправном состоянии. Кровля дома имеет многочисленные повреждения (разрушение коньков, ДВК, примыканий ДВК, разломы кровельного покрытия) и протечки. В результате этого, дождевые и талые воды проникают на чердак, в подъезд и квартиры граждан. Нормальное функционирование дымовентканалов не обеспечено. Кирпичная кладка стен и фундамент дома имеют многочисленные трещины. Указанные обстоятельства неизбежно приведут к обрушению дома и как следствие этого причинению вреда здоровью и имуществу граждан.

14.09.2011 в прокуратуру района поступило коллективное обращение от граждан, проживающих в названном доме. В своем обращении заявители указывают на то, что кровля дома требует незамедлительной замены в связи с ее полным износом. По обе стороны дома в кирпичной кладке и фундаменте имеются многочисленные трещины, что приводит к деформации дома в целом.

Администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение» и созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства (МУП «ЖЭУ», МУП «УК ЖКХ Инзенского городского поселения») капитальный ремонт кровли, дымовентканалов, кирпичной кладки стен и фундамента дома не производили, хотя плата за него взималась.

Вместе с тем, согласно ныне действующему жилищному законодательству органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными жилыми домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт (п.п. 2 п. 1 ст. 165 ЖК РФ).

В силу ст. 14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.

В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Бычков Д.С. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме. Пояснил, что поскольку согласно заключения проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы виды работ по ремонту дома относятся к капитальному ремонту, надлежащим ответчиком по делу является администрация МО «Инзенское городское поселение».

Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Баранова О.С. с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что бремя проведения капитального ремонта дома лежит на собственниках квартир.

Представитель ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» Рамазанов О.Р. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что поскольку, согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы необходимо проведения капитального ремонта дома, представляемая им организация является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица – государственной жилищной инспекции Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.

Согласно материалов дела, жилой дом * в г. Инза включен в реестр муниципального имущества МО «Инзенское городское поселение».

Общее количество квартир в доме – 24, год ввода дома в эксплуатацию – 1974 г.

Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы:

1.         В кровле многоквартирного жилого дома по адресу: г. Инза, ул. * имеются следующие дефекты: трещины, сколы, разрушение отдельных листов шифера. Покрытие кровли, выполненное из шифера имеет вид давно установленных листов (листы потемнели от времени, на листах шифера местами имеются лишайники). Крепление листов к обрешетке выполнено гвоздями, имеется ослабление крепления листов и как следствие сползание листов шифера. Под местами протечек, вследствие воздействия влаги древесина местами сгнила. Протечки кровли привели к повреждению части деревянных конструкций крыши: стропил, обрешетки. Примерный состав ремонтных работ по приведению кровли жилого дома в соответствии со строительными нормами и правилами: Смена части стропильных ног и подкосов, частичная смена рядовой обрешетки. Полная замена покрытия кровли. Данные работы относятся к капитальному ремонту.

2.        Дымовентканалы многоквартирного жилого дома по адресу: г. Инза, ул. * имеют следующие дефекты: стены дымовенканалов частично разрушились, имеются разрушения кирпичей кладки. Для устранения имеющихся дефектов необходимо выполнить работы по разборке ДВК и новой кладке ДВК. Данные работы относятся к капитальному ремонту.

3.        На наружных торцевых стенах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Инза, ул. * имеются вертикальные трещины от цоколя до карниза, шириной раскрытия до 8 мм. Вокруг жилого дома имеются разрушенные участки отмостки. Между наружной стеной и отмосткой имеются щели шириной до 2 см. В цокольной части стены имеются трещины, отслоение штукатурного слоя, щели между фундаментом и цокольной частью стены. В торцевой части цоколя имеются горизонтальные и наклонные трещины. Для предотвращения дальнейшего развития грещин в торцевых стенах необходимо выполнить усиление фундамента, восстановить отмостку вокруг жилого дома, после чего выполнить ремонт кирпичной кладки наружных стен. Данные работы относятся к капитальному ремонту.

Оснований не доверять указанному заключению экспертизы у суда не имеется, выводы, изложенные в заключении, полностью согласуются с представленными материалами.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотрам и т.п.

В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть1).

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (часть 3 ст. 158 ЖК РФ).

Согласно ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Обязанность по проведению капитального ремонта в силу вышеприведённой нормы закона сохраняется за бывшим наймодателем после приватизации жилого помещения в доме, если до передачи жилого помещения в собственность гражданина жилое помещение нуждалось в капитальном ремонте.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.

Муниципальной собственностью в соответствии со ст. 215 ч. 1 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Согласно справки, представленной Главой администрации МО «Инзенское городское поселение», приватизация квартир дома * проводилась на протяжении * г.

Учитывая, что в текущем, * году гражданами также осуществлялась приватизация квартир указанного дома (в частности, согласно справки гражданами Л,Т.В., Л.С.Е.., Л.П.С..), суд приходит к выводу, что до передачи жилых помещений в собственность граждан, дом нуждался в проведении капитального ремонта.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора к администрации МО «Инзенское городское поселение» являются обоснованными.

При этом ООО «ЖЭУ» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Учитывая изложенное, судебные расходы за проведение по делу судебной строительно-технической экспертизы суд возлагает на администрацию МО «Инзенское горосдкое поселение».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» о понуждении провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» произвести капитальный ремонт кровли и дымовых вентиляционных каналов, фундамента и кирпичной кладки наружных стен многоквартирного жилого дома * в г. Инза Ульяновской области, а именно: произвести смену части стропильных ног и подкосов, частичную смену рядовой обрешетки, полную замену покрытия кровли, разборку стен дымовентканалов, кладку заново дымовентканалов, выполнить усиление фундамента, восстановить отмостку вокруг жилого дома, выполнить ремонт кирпичной кладки наружных стен.

Взыскать с администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в пользу Закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» издержки по проведению по делу судебной строительно-технической экспертизы в размере 18 750 (восемнадцати тысяч семисот пятидесяти) рублей.

Общество с ограниченной ответственность «Жилищно-эксплуатационное управление» от гражданско-правовой ответственности по настоящему делу освободить.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: