Дело№2-677/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 14 декабря 2011года г. Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю., с участием помощника прокурора Инзенского района Морозова О.А., при секретаре Климовской Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Майдановой Т.П., Горелышевой Е.И., Лукьяновой А.В., Игониной Л.Д., Шкирдовой Н.А., Ахмеровой Н.А., Блохиной Л.Б., Никифоровой Т.Н., Афанасьевой Г.В., Шптровой Г.Ю., Баргаевой Г.Б., Горелышевой Т.А., Митрофановой М.М., Жуковой Л.А., Михалевой Н.Н., Купавкиной Л.Е., Пахачевой Г.Д., Пологовой Л.И., Мамзуриной А.М., Малиной Т.Н., Лаврушиной Т.А., Гришиной Н.А., Ерофеевой В.А. об оспаривании Решения Совета депутатов Муниципального образования «Инзенский район» от 29 марта 2011 года №27 «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения Муниципального образования «Инзенский район», работающих и проживающих в сельской местности», Установил: Майданова Т.П., Горелышева Е.И., Лукьянова А.В., Игонина Л.Д., Шкирдова Н.А., Ахмерова Н.А., Блохина Л.Б., Никифорова Т.Н., Афанасьева Г.В., Шаирова Г.Ю., Баргаева Г.Б., Горелышева Т.А., Митрофанова М.М., Жукова Л.А., Михалева Н.Н., Купавкина Л.Е., Пахачева Г.Д., Пологово Л.И., Мамзурина А.М., Малина Т.Н., Лаврушина Т.А., Гришина Н.А., Ерофеева В.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании Решения Совета депутатов Муниципального образования «Инзенский район» от 29 марта 2011 года №27 «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения Муниципального образования «Инзенский район», работающих и проживающих в сельской местности. В заявлении указали, что Решением Советов депутатов МО «Инзенекий район» от 29.03.2011г. признаны утратившими силу решение Совета депутатов МО «Инзенекий район» от 08.08.2005г № 29 «О льготах по оплате коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности и поселках городского типа», решение от 16.12.2006 № 115 «О внесении дополнений в решение Совета депутатов МО Инзенекий район», решение от 13.08.2007 № 61 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Инзенекий район» от 16.12.2006 №115», решение от 08.01.2008 № 2 «О внесении дополнения в решение Совета депутатов МО «Инзенекий район» от 08.08.2005 № 29», решение от 13.10.2008 № 86 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Инзенекий район» от 08.08.2005 № 29», которыми было гарантировано возмещение затрат по оплате коммунальных услуг в размере 252 рубля (для неимеющих центрального отопления - на приобретение и доставку твердого топлива и оплату за освещение) или оплату в натуральных величинах (для проживающих в муниципальном жилье с централизованным отоплением - за отопление, освещение и платы за жилье. Новым решением постановлено в качестве мер социальной поддержки предоставить медицинским работникам право на частичное возмещение расходов по содержанию жилья, оплаты услуг по освещению и отоплению, а в жилых домах, не имеющих централизованного отопления, на приобретение и доставку твердого топлива в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме 352 руб. В принятом решении выпадают льготы на освещение (для проживающих в частном секторе) и содержание жилья. В принятом решении Совет депутатов ссылается на Федеральный Закон от 22.08.2004г №122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений В Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а так же в соответствии со статьей 63 «Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 27.07.1993 г. №5487-1. Решение Совета депутатов МО «Инзенский район» от 29.03.2011г считают незаконным, так как 122-й Федеральный Закон, принятый Государственной Думой в 2004 году, статьей 153 обязал субъекты сохранить размер отмеченных льгот, а теперь объем прежних льгот получателями существенно урезан, за счет неоднократного повышения цен на энергоносители, квартплаты. Медицинские работники, проживающие и работающие в р.п. Глотовка, пользовались льготами до 04.05.2011г (отопление, освещение, квартплата) в натуральных показателях, В период с 05.05.2011 г. сумма выделяемых цен в размере 352 рубля покрывают лишь расходы за энергоносители. Считают, что денежные выплаты на содержание жилища, отопления и освещения должны составлять не менее 800 рублей в месяц, а меры социальной поддержки в натуральном виде должны быть сохранены. В судебном заседании заявители Майданова Т.П., Лукьянова А.В., Шкирдова Н.А., Ахмерова Н.А., Блохина Л.Б., Афанасьева Г.В., Шатрова Г.Ю., Баргаева Г.Б., Горелышева Т.А., Митрофанова М.М., Жукова Л.А., Михалева Н.Н., Пахачева Г.Д., Мамзурина А.М., Лаврушина Т.А., Гришина Н.А. доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме. Представитель Совета Депутатов МО «Инзенский район» Бурдасова Т.М. с заявленными требованиями не согласилась и по делу показала, что меры социальной поддержки сельским медработникам были установлены на основании норм федерального законодательства, а именно, статьи 35 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1. В настоящее время законодательством определено что, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Статьей 15 Устава муниципального образования «Инзенский район» предусмотрено исполнение органами местного самоуправления Инзенского района отдельных государственных полномочий, установленных федеральными и региональными законами, в том числе: -Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Ульяновской области, по вопросам, не отнесенным федеральным законодательством к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. -Наделение органов местного самоуправления Инзенского района отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами или законами Ульяновской области. Органы местного самоуправления Инзенского района и их должностные лица обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления Инзенского района участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае принятия Советом депутатов Инзенского района решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. Органы местного самоуправления Инзенского района вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета Инзенского района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления Инзенского района вправе устанавливать за счет средств бюджета Инзенского района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Меры социальной поддержки, предусмотренные решением Совета депутатов района от 29.03.2011 № 27, были направлены на сохранение в муниципальных учреждениях здравоохранения Инзенского района квалифицированных кадров медицинских и фармацевтических работников. Данное решение принято в контексте исторически сложившегося законодательства по закреплению квалифицированных кадров на селе. Одним из первых нормативных документов данного направления явилось Постановление ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 01.12.1924 «О профессиональной работе и правах медицинских работников», впоследствии были приняты Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.03.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих посёлках и Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития медицинской науки в стране». Так, пунктом 10 Постановления от 10.06.1930 г. было предусмотрено, что квалифицированным медицинским работникам (и специалистам других профессий), проживающим в сельских местностях и рабочих посёлках должны быть предоставлены бесплатные квартиры с отоплением и освещением. Аналогичные права медицинских работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, были закреплены в Законе СССР от 1970 года «О здравоохранении». В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 в редакции Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ оказание мер социальной поддержки сельским медработникам было полностью передано на уровень муниципальных районов, однако, средств на установление мер социальной защиты сельских медработников органам местного самоуправления при этом не выделялось. В связи с этим, данные меры социальной защиты устанавливались органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно под свою ответственность и исходя из возможностей своего бюджета, дотационного, в данном случае, более, чем на 70%. Преамбула Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ декларативно говорит о сохранении первоначально предоставлявшихся льгот. Но условия проживания ранее в сельской местности были другими - проживание бесплатно в деревенской избе, состоящей из одной комнаты с печкой, без удобств, которая отапливалась одной машиной дров в год, расход электроэнергии был равен одной электрической лампочке. В настоящее время условия жизни кардинально изменились в лучшую сторону. Большая часть сельской интеллигенции проживает в просторных квартирах со всеми удобствами, центральным отоплением, располагает десятками электрических приборов, потребляющих электроэнергию, вплоть до пилорам, сварочных аппаратов, зарядных устройств в гаражах, уличного освещения придомовой территории и других благ цивилизации. Оплачивать все эти расходы полностью местный бюджет не в состоянии. Закон Ульяновской области от 05.04.2006 № 43-30 «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области», устанавливает аналогичные меры социальной защиты сельским специалистам областных государственных учреждений в размере 325 рублей ежемесячно, т.е. региональные органы государственной власти выплачивают на аналогичные цели сельским специалистам, в том, числе и работникам здравоохранения меньше, чем Инзенский район (352 рубля ежемесячно). Ранее Советом депутатов предоставление меры социальной поддержки в натуральном виде было сохранено, потому что фактически расходы по оплате коммунальных услуг не превышали предоставляемой медицинским работникам на выбор денежной выплаты. Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 251 ч.1 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Решением Совета депутатов МО «Инзенский район» от 29 марта 2011 года №27 «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения Муниципального образования «Инзенский район», работающих и проживающих в сельской местности», постановлено: 1. Медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования «Инзенекий район», имеющим высшее и среднее профессиональное образование, работающим и проживающим в сельской местности, в качестве мер социальной поддержки установить право на частичное возмещение расходов по содержанию жилья, оплату услуг по освещению и отоплению, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на приобретение и доставку твёрдого топлива, в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме 352 рубля. 2. За специалистами данной категории, указанными в части 1 настоящего решения, уволенными в связи с выходом на пенсию, сохраняется право на получение данных мер социальной поддержки, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих посёлках, посёлках городского типа составляет не менее десяти лет, и на момент выхода на пенсию они получали меры социальной поддержки, установленные для работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования «Инзенский район». 3. Признать утратившими силу решения Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район»: - от 08.08.2005 № 29 «О льготах по оплате коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской месности»; - от 13.08.2007 № 61 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 16.12.2006 № 115»; - от 08.01.2008 № 2 «О внесении дополнения в решение Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 08.08.2005 № 29»; Ранее действовавшим решением Совета депутатов МО «Инзенский район» от 08.08.2005 г. было постановлено следующее: 1. Установить льготы по оплате за содержание и найм жилого помещения, отопление и освещение в домах в жилищном фонде, независимо от форм собственности, медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности. Льготы предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам, вышедшим на пенсию (независимо от вида пенсии), стаж работы которых на должностях, дающих право на льготы, составляет не более 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они пользовались этими льготами. Право на льготы сохраняется и при поступлении пенсионеров на работу, а также при переезде пенсионера на новое место жительства в сельскую местность или рабочий посёлок в пределах Инзенского района. Льготы устанавливаются в р.п. Глотовка, населенных пунктах сельсоветов, на территории которых проживают льготные категории граждан, указанные в данном пункте решения. 2. Предоставление льгот осуществляется в пределах 18 квадратных метров общей площади жилья, а также в пределах нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, установленных приложением № 2 и № 3 к решению Совета депутатов района от 24.01.2003 № 1 «О социальных нормах жилья и нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг населением». Решением Совета депутатов МО «Инзенский район» от 13.08.2007 г. постановлено, что медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, меры социальной поддержки предоставляются в натуральном виде, либо в виде ежемесячной выплаты в размере 200 рублей. При этом предоставление одного вида мер социальной поддержки в течение месяца исключает предоставление другого вида мер социальной поддержки. Решением Совета Депутатов МО Инзенский район» от 08.01.2008 г. постановлено внести изменения в вышеприведенные решения, увеличив ежемесячную денежную выплату до 236 рублей. При этом предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде сохранялось вплоть до принятия обжалуемого решения от 29 марта 2011 г. Из преамбулы Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004 г. следует, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны осуществить переход к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, с соблюдением ряда приведенных в преамбуле требований. Статьей 153 Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004 г. предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавшей до 1 января 2005 года, работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона 122-ФЗ изменена редакция статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. По существу, указанной федеральной нормой с 1 января 2005 года отменена льгота в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности (за исключением льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в сельской местности), предоставляемая ранее на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) медицинские и фармацевтические работники имеют право на: 1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; 2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом; 3) защиту своей профессиональной чести и достоинства; 4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки; 5) совершенствование профессиональных знаний; 6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей; 8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни; Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 63 Основ). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 63 Основ). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6 статьи 63 Основ). Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено следующее. После отмены Федеральным законодательством льготы медицинским работникам, проживающим в сельское местности в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, фактически указанная льгота медицинским работникам, проживающим в р.п. Глотовка органами местного самоуправления была сохранена в виде предоставления мер социальной поддержки в натуральном виде, либо предоставления выплаты в размере 200 рублей (а в последствии 236 рублей). Расходы по предоставлению льгот в натуральном виде на тот момент были равнозначны расходам по предоставлению на выбор выплат в твердой денежной сумме. Обжалуемым решением совета депутатов от 29.03.2011 г. мера социальной поддержки в виде предоставления льгот в натуральном виде была отменена, в свою очередь была увеличена сумма ежемесячной выплаты до 352 рублей. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что объем финансирования мер социальной поддержки в настоящее время по сравнению с периодом, когда Федеральным законодательством были отменены льготы медицинским работникам, проживающим в сельской местности, не уменьшен, а условия их предоставления не ухудшены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья Решил: Заявление Майдановой Т.П., Горелышевой Е.И., Лукьяновой А.В., Игониной Л.Д., Шкирдовой Н.А., Ахмеровой Н.А., Блохиной Л.Б., Никифоровой Т.Н., Афанасьевой Г.В., Шатровой Г.Ю., Баргаевой Г.Б., Горелышевой .А., Митрофановой М.М., Жуковой Л.А., Михалевой Н.Н., Купавкиной Л.Е., Пахачевой Г.Д., Дологовой Л.И., Мамуриной А.М., Малиной Т.Н., Лаврушиной Т.А., Гришиной Н.А., Ерофеевой В.А. об оспаривании Решения Совета депутатов Муниципального образования «Инзенский район» от 29 марта 2011 года №27 «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения Муниципального образования «Инзенский район», работающих и проживающих в сельской местности, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: