Дело №2-98/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 февраля 2012 года г.Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М., с участием помощника прокурора Морозова О.А., при секретаре Зудилиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Легошиной Т.П. о возложении обязанности оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Легошиной Т.П. о возложении обязанности оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Легошиной Т.П., осуществляющей деятельность по розничной торговле продуктами питания в магазине *** который расположен по адресу: ***. Нарушения заключаются в следующем. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002года «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - презумпция экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - не допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Статья 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В соответствии со ст.ст.1, 4 Федерального закона от 24.06.1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ч.ч.2, 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998года №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. При осуществлении индивидуальным предпринимателем Легошиной Т.П. коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией вышеуказанного магазина, образовываются отходы производства и потребления, в т.ч. лампы накаливания, мусор от уборки магазина, отходы картона и полиэтилена. Однако, в нарушение требований вышеуказанных законов у индивидуального предпринимателя Легошиной Т.П. отсутствует паспорт на отходы I - IV класса опасности, и отнесение отходов к конкретному классу опасности не подтверждено в установленном законом порядке. Невыполнение требований природоохранного законодательства представляет опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту государственных экологических интересов и неопределенного круга лиц. Согласно ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. Кроме того, в соответствии со ст.52 АПК РФ прокурор не наделен полномочиями по обращению с заявлением данной категории дел в арбитражный суд, поэтому защита прав, интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц должна реализоваться в порядке ст.45 ГПК РФ. Просит суд обязать индивидуального предпринимателя Легошину Т.П. оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области. В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Ульяновской области Морозов О.А. основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал, просит требования удовлетворить. Ответчица Легошина Т.П. в судебном заседании исковые требования прокурора полностью признала. О признании исковых требований ответчиком в судебном заседании собственноручно составлено заявление. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие. При этом в отзыве указал следующее. В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства, и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частями 2 и 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.2008года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.10.2000года №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспор- тизации опасных отходов»). В соответствии со ст.1 указанного закона паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам, соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Согласно п.2.2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года №511. Пунктом 3 и 4 указанных критериев установлено, что отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов расчетным методом к 5-ому классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности. Согласно п. 2.3, 2.4. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и её территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители), и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Паспортизация состоит в рассмотрении Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями; оформлении и выдаче территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды согласно образцу; согласовании паспортов опасных отходов. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010г. №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в части экологической экспертизы и нормирования переданы Росприроднадзору и его территориальным органам. Согласно п.4.5. Положения об Управлении, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011г. №484, работа по паспортизации отходов (в том числе выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласования паспортов отходов I-IV классов опасности) отнесена к полномочиям Управления. Индивидуальный предприниматель Легошина Т.П. в Управление с заявлением о выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода не обращалась. Считают иск прокурора подлежащим удовлетворению. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, судья считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не нарушает чьих-либо прав, охраняемых законом интересов и не противоречит закону. В соответствии со ст.173 ч.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Сторонам разъяснены последствия признания иска. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.173 ч.1,3, ст.12.56,194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А: Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области, действующего в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Легошиной Т.П. удовлетворить. Возложить на индивидуального предпринимателя Легошину Т.П. обязанность оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области. Взыскать с индивидуального предпринимателя Легошиной Т.П. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Инзенский район» в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения. Судья: