Об обязывании включения в педагогический стаж периодов работы



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Старостина И.М. Дело-33-668/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ульяновск 27 марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г. судей Фоминой В.А., Камаловой Е.Я. при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 19 января 2012 года, по которому постановлено:

Исковые требования Дозоровой Г.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области включить Дозоровой Г.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды её работы с 06.10.1992года по 30.11.1992год в Труслейском детском саду, с 23.03.1999года по 31.12.2005 год в школе - гимназии №19 ст.Инза (неоднократно преобразованной).

Признать за Дозоровой Г.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 12 сентября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дозорова Г. А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее ГУ-УПФ РФ) в Инзенском районе Ульяновской области об обязании включения в педагогический стаж периодов работы и назначении пенсии.

В обоснование иска указала, что ответчик решением от 21.09.2011 года *** отказал ей в назначение педагогической пенсии из-за отсутствия специального стажа. При этом пенсионный фонд не засчитал ей в специальный стаж период работы педагогом дополнительного образования и организатором внеклассной и внешкольной работы в школе - гимназии №19 КБШ ж/д с 23.03.1999года по 11.05.2004года (5 лет 1 месяц 18 дней).

Решение ответчика считала незаконным, поскольку льготный характер деятельности в спорный период подтверждается записям в трудовой книжке, справкой школы-гимназии ст.Инза КБШ и показаниями свидетелей.

С учетом уточненных исковых требований просила суд обязать ответчика включить в её педагогический стаж периоды работы в детском саду с 06.10.1992 года по 30.11.1992 года, в школе - гимназии №19 КБШ ж/д с 23.03.1999 года по 11.05.2004 года и признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента её обращения к ответчику.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Полагает, что у суда не имелось законных оснований для включения в специальный стаж истицы периода отпуска по уходу за ребенком после 06.10.1992 года. Суд сделал вывод о льготном характере работы истицы в период работы с 23.03.1999г. по 31.12.2005г., основываясь лишь на показаниях свидетелей, что согласно действующему пенсионному законодательству недопустимо. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Правил в стаж могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой в течении полного рабочего дня. Судом не принято во внимание, что работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж за период работы до 01.11.1999 года.

В возражениях на апелляционную жалобу Дозорова Г.А. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания судебной коллегии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Дозорова Г.А., обратившись в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, получила отказ по причине отсутствия необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. По подсчету ответчика специальный стаж Дозоровой Г.А. составил 19 лет 10 месяцев 6 дней. Не были засчитаны в специальный стаж периоды ее работы с 06.10.1992 по 30.11.1992 в должности воспитателя в детском саду, с 23.03.1999 по 11.05.2004 в должности педагога дополнительного образования в школе-гимназии.

Не соглашаясь с решением пенсионного органа, Дозорова Г.А. просила суд включить указанные периоды работы в ее специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 указанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью руководствуются Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449).

Как установлено судом, с 01.01.1991 по 18.03.1999 истица работала в должности воспитателя в детском саду. В период с августа 1991 года по ноябрь 1992 года Дозорова Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, рожденным ***, к работе приступила с 01.12.1992 года.

Судебная коллегия находит, что позиция пенсионного органа, отказывающего в зачете в специальный стаж истицы периода отпуска по уходу за ребенком за пределами 06.10.1992, основан на неверном толковании ответчиком норм материального права.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Данным Списком предусмотрена должность «воспитатель», в качестве учреждения - «детский сад».

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации №3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Однако, принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 года по 30.11.1992 года, подлежит включению в специальный стаж работы истицы для назначения пенсии.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии за выслугу лет, периода работы Дозоровой Г.А. организатором внешкольной и внеклассной воспитательной работы с детьми в школе-гимназии с 25.01.2001 по 31.12.2005.

Судом первой инстанции объективно установлено, что в период с 25.01.2001 истица работала в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школе-гимназии №19 г.Инзы вместо ушедшей в отпуск и впоследствии уволившейся В.О.А.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд сделал вывод о работе истицы в вышеуказанной должности в течение полного рабочего дня только на основании свидетельских показаний, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку суд, принимая решение о включении в специальный стаж истицы периода работы с 25.01.2001 по 31.12.2005, основывался также на письменных доказательствах, а именно, на приказах по общеобразовательной гимназии №19, договорах, лицевых счетах по заработной плате Дозоровой Г.А., табелях учета рабочего времени.

Не состоятельным является также и довод жалобы о том, что работа в указанной должности засчитывается в стаж только до 01.11.1999 года, поскольку при рассмотрении заявления Дозоровой Г.А. о назначении пенсии ответчик засчитал в стаж для назначения пенсии за выслугу лет период работы истицы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школе-гимназии №19 г.Инзы с 12.05.2004 года по 31.12.2005 года. При этом судом учтено, что в период работы с 25.01.2001 года по 31.12.2005 года в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школе-гимназии №19 условия и характер работы истицы не изменялись.

Вместе с тем ошибочным является вывод суда об удовлетворении требований Дозоровой Г.А. в части включения в стаж для назначения пенсии за выслугу лет периода работы истицы в должности педагога дополнительного образования в школе-гимназии с 23.03.1999 по 24.01.2001.

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Как установлено судом, истица в период с 23.03.1999 по 24.01.2001 занимала должность педагога дополнительного образования, которая указана в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка, а учреждение (школа-гимназия) не указано в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Следовательно, суд первой инстанции необоснованно засчитал период работы в указанном учреждении в льготный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам.

До 1999 года должность педагога дополнительного образования не была включена в Список профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет.

С внесением в Список должности педагога дополнительного образования в пункте 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г.№1067, было предусмотрено, что работа в образовательных учреждениях дополнительного образования для детей засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должности педагога дополнительного образования. Работа в указанной должности в других учреждениях, предусмотренных Списком, в выслугу не засчитывается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке также предусмотрено, что работа в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования для детей засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Кроме того, согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Поскольку работа истицы в должности педагога дополнительного образования в школе-гимназии не отвечала указанным требованиям, этот период не подлежит включению в специальный стаж работы для назначения пенсии.

При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных норм, правовых оснований для включения в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода работы истицы с 23 марта 1999 года по 24 января 2001 года в должности педагога дополнительного образования в школе-гимназии №19 г.Инза Ульяновской области у суда первой инстанции не имелось.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие у истицы необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований Дозоровой Г.А. о назначении ей досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене, если судом неправильно применены нормы материального права.

Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление в части, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дозоровой Г.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области о включении периода работы с 23.03.1999 по 24.01.2001 в должности педагога дополнительного образования в школе-гимназии и назначении пенсии отказать.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 19 января 2012 года в части включении периода работы с 23 марта 1999 по 24 января 2001 в должности педагога дополнительного образования в школе-гимназии в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и назначении досрочной пенсии отменить.

В удовлетворении исковых требований Дозоровой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области о включении периода работы с 23.03.1999 по 24.01.2001 в должности педагога дополнительного образования в школе-гимназии в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и назначении досрочной пенсии отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи