Об обязывании оформления паспорта опасного отхода; иск удовлетворен.



Дело №2-120/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года г.Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Ульяновской области Никишина И.М.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Бутину О.Н. о возложении обязанности оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился с иском в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Бутину О.Н. о возложении обязанности оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Бутина О.Н., осуществляющего деятельность по розничной торговле электротоварами в магазине *** который расположен по адресу: *** ***. Нарушения заключаются в следующем.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002года «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- презумпция экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- не допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-         запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Статья 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст.ст.1, 4 Федерального закона от 24.06.1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ч.ч.2, 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998года №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

При осуществлении индивидуальным предпринимателем Бутиным О.Н. коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией вышеуказанного магазина, образовываются отходы картона, полиэтилена, в т.ч. лампы накаливания (люминисцентные лампы), мусор от уборки магазина.

Однако, в нарушение требований вышеуказанных законов у индивидуального предпринимателя Бутина О.Н. отсутствует паспорт на отходы I - IV класса опасности, и отнесение отходов к конкретному классу опасности не подтверждено в установленном законом порядке.

Невыполнение требований природоохранного законодательства представляет опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту государственных экологических интересов и неопределенного круга лиц.

Согласно ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Кроме того, в соответствии со ст.52 АПК РФ прокурор не наделен полномочиями по обращению с заявлением данной категории дел в арбитражный суд, поэтому защита прав, интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц должна реализоваться в порядке ст.45 ГПК РФ.

Учитывая вышеизложенное, просит суд обязать индивидуального предпринимателя Бутина О.Н. оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области.

В судебном заседании помощник прокурора Инзенского района Ульяновской области Никишин И.М. основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал, просит требования удовлетворить.

Ответчик Бутин О.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора полностью признал.

О признании исковых требований ответчиком в судебном заседании собственноручно составлено заявление.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие. При этом в отзыве указал следующее.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частями 2 и 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.2008года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.10.2000года №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспор- тизации опасных отходов»).

В соответствии со ст.1 указанного закона паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам, соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Согласно п.2.2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007года №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года №511.

Пунктом 3 и 4 указанных критериев установлено, что отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов расчетным методом к 5-ому классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности.

Согласно п. 2.3, 2.4. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007года №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и её территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители), и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Паспортизация состоит в рассмотрении Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями; оформлении и выдаче территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды согласно образцу; согласовании паспортов опасных отходов.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010года №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в части экологической экспертизы и нормирования переданы Росприроднадзору и его территориальным органам. Согласно п.4.5. Положения об Управлении, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011года №484, работа по паспортизации отходов (в том числе выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласования паспортов отходов I-IV классов опасности) отнесена к полномочиям Управления.

Индивидуальный предприниматель Бутин О.Н. в Управление с заявлением о выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода не обращался.

На основании изложенного считают иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, судья считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не нарушает чьих-либо прав, охраняемых законом интересов и не противоречит закону.

В соответствии со ст.173 ч.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Сторонам разъяснены последствия признания иска.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.173 ч.1,3, ст.12.56,194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области в защиту государственных экологических интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Бутину О.Н. удовлетворить.

Возложить на индивидуального предпринимателя Бутина О.Н. (зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя *** в Межрайонной ИФНС России *** по ***, ИНН ***) обязанность оформить паспорт опасного отхода в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Бутина О.Н. (зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя *** в Межрайонной ИФНС России *** по ***, ИНН ***) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Инзенский район» в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: