О признании незаконными действий, выразившихся в обеспечении услуг ненадлежащего качества по подаче холодной воды; иск удовлетворен.



Дело №2-79/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 марта 2012 года г. Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.

при секретаре Климовской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании противоправными действий по обеспечению подачи холодного водоснабжения ненадлежащего качества, понуждении прекратить нарушение прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании противоправными действий по обеспечению подачи холодного водоснабжения ненадлежащего качества, понуждении прекратить нарушение прав потребителей,

В исковом заявлении указал, что ОАО «Российские железные дороги» в лице Рузаевского регионального участка Дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО РЖД» (далее ОАО «РЖД») оказывают услуги по питьевому водоснабжению жителям улиц * и * г. Инза Ульяновской области, т.е. ОАО «РЖД» оказывает коммунальные услуги. В частности ОАО «РЖД» с гражданами А.Л.И. и Ф.Л.А. были заключены договора от * №№* соответственно на оказание услуг по отпуску питьевой воды.

При этом все граждане, пользующиеся коммунальными услугами, являются потребителями соответствующих услуг, предоставляемых ОАО «РЖД», который по отношению к ним является их исполнителем, т.е. стороной в правоотношениях, регулируемых соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации.

Получая коммунальные услуги, предоставляемые ОАО «РЖД», граждане заключают с ним договор о предоставлении коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. (далее - Правила).

Согласно указанным Правилам Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п.9 Правил).

Согласно п. 6 Правил холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Между тем, в нарушение вышеуказанных требований, ОАО «РЖД» не предоставляет населению услуг по водоснабжению надлежащего качества.

В рамках рассмотрения в Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области коллективного обращения жителей домов №№* по ул. * г. Инза были проведены исследования проб питьевой воды в домах №* по ул. *. Согласно протоколов лабораторных исследований питьевая вода в квартирах жителей не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим и санитарно- химическим показателям.

В доме № * по ул. * питьевая вода не соответствует нормам по содержанию общих колиформных и термотолерантных колиформных бактерий (протокол № * от *.) и по показателям цветности, мутности и содержанию железа (протокол №* от *.). Пробы отбирались *

В доме * по ул. * питьевая вода не соответствует нормам по содержанию общих колиформных бактерий (протокол № * от *.) и химическим показателям - по цветности, мутности и содержанию железу №* от *.). Пробы отбирались *

В доме № * по ул. * питьевая вода не соответствует нормам по содержанию железа и показателям цветности (протокол исследования проб воды №* от *).

При проведении административного расследования в отношении ООО «ЖЭУ» и ООО «Гидротехмонтаж», организаций, являющихся управляющими компании домов № * и № * по ул. * в г. Инза по факту подачи жителям вышеуказанных домов воды, не соответствующей санитарным нормативам, представители вышеуказанных организаций не согласились с тем, что вода загрязняется при прохождении её по внутридомовым сетям и утверждали, что загрязненную воду в дома поставляет ОАО «РЖД».

В подтверждении этого * в присутствии представителя ОАО «РЖД» мастера участка К.Ю.Н. и юрисконсульта Челмаевой Л.П. одновременно были отобраны пробы питьевой воды на границе эксплутационной ответственности ОАО «РЖД» и ООО «ЖЭУ» (Водопроводный колодец * г. Инза, ул. *) и в доме №* по ул. * г. Инза. В результате проведения исследований проб воды (протоколы исследования №* от * - пробы отбирались *.) питьевая вода не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» по санитарно­химическим показателям - по цветности, мутности и содержанию железа, что создает угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, а также доказывает тот факт, что вода в дома поступает уже загрязненной из водопроводных сетей ОАО «РЖД».

Указанное свидетельствует о том, что ОАО «РЖД» * не исполнило взятое им на себя обязательство по предоставлению населению качественных услуг по подаче холодного водоснабжения, за что оно должно нести ответственность согласно п. 75 Правил - Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Вред, причиненный жизни, имуществу или здоровью потребителей вследствие недостатков услуги по общему правилу подлежит возмещению исполнителем независимо от его вины (ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области считает, что ОАО «РЖД» обязано обеспечивать надлежащее централизованное водоснабжение жителей улиц * и ул. * г. Инза Ульяновской области.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» гражданин имеет право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного его здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Согласно ст.4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работы, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

По смыслу Закона, потребитель имеет право предъявить претензии по качеству товара (выполнению работы, оказанию услуги) как непосредственно к лицу, оказывающему услуги, так и к исполнителю работ (услуг), в результате выполнения которых нарушены права потребителей. В соответствии с п.1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В результате действий Ответчика нарушены права потребителей на оказание услуг надлежащего качества, право граждан на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты

прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании вышеизложенного, просил суд признать действия ОАО «РЖД» 20.12.2011 года, выразившиеся в обеспечении услугами по подаче холодного водоснабжения ненадлежащего качества жителей улиц * и * г. Инза Ульяновской области, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; обязать ответчика прекратить нарушение прав потребителей путем подачи питьевой воды жителям улиц * и * г. Инза Ульяновской области надлежащего качества. В случае удовлетворения настоящего иска обязать ОАО «РЖД» в десятидневный срок с момента принятия судом решения довести его до сведения потребителей, опубликовав резолютивную часть решения суда в местной газете «Вперед».

В судебном заседании представители истца – Таланян В.Г., Королева Т.И., доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что по поручению суда * года были взяты повторные пробы воды их трех точек – скважины №*, водонапорной башни и разводящей сети. Все эти точки находятся в водопроводных сетях, принадлежащих ответчику. В ходе исследования воды было установлено, что она не соответствует требованиям СанПиНа по показателям запаха. В остальной части нарушений не выявлено, однако это произошло потому, что ответчик в течение нескольких дней, зная о том, что такие пробы будут отбираться, производил промывку сетей. Однако такая промывка является временной мерой, в дальнейшем в воде вновь будет превышено содержание железа, она не будет соответствовать нормам по цветности и мутности. Исковое заявление подано в суд в результате проведенной проверки, основанием которой явились многочисленные жалобы жителей улицы Красных Бойцов в г. Инза на качество питьевой воды. В ходе проверки установлено, что вода ненадлежащего качества поступает именно из сетей ОАО «РЖД», а не загрязняется непосредственно по прохождению по домовым трубам. Исковые требования уточнили, в связи с тем, что пробы воды на улице * в г. Инза не отбирались, просили суд признать противоправными действия Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от * г., * г., выразившиеся в обеспечении услуг ненадлежащего качества по подаче холодного водоснабжения жителей улицы * в г. Инза Ульяновской области; обязать ответчика прекратить нарушение прав потребителей путем подачи питьевой воды жителям улицы * надлежащего качества.

Также просили обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей, то есть опубликовать его резолютивную часть в Инзенской районной газете «Вперед».

Представитель ответчика – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Челмаева Л.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и по делу пояснила, что в * года Рузаевскам филиалом ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» по заказу ОАО «РЖД» проводилось исследование воды из водопроводных сетей, принадлежащих ответчику. По результатам вода соответствует норме. Кроме того, *, когда по поручению суда представителями истца были взяты повторные пробы воды, аналогичные пробы были взяты также и представителями ответчика, и исследованы в указанном Центре гигиены. По результатам этих исследований вода также соответствует норме.

Представитель третьего лица – ООО «Гидротехмонтаж» М.В.И. с исковыми требованиями согласился и по делу показал, что представляемая им организация является управляющей компанией по отношении к некоторым домам по ул. * в г. Инза. Жители указанных домов постоянно жалуются на качество питьевой воды. ООО «Гидротехмонтаж» заменило в указанных домах водопроводные трубы до границы раздела, тем не менее качество воды не улучшилось. Это свидетельствует о том, что вода ненадлежащего качества поступает из сетей, принадлежащих ОАО «РЖД».

Представитель третьего лица – ООО «ЖЭУ» в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица – администрации МО «Инзенское городское поселение» в судебное заседание не явился.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.

Из материалов дела следует что ОАО «РЖД» является собственником сооружения – комплекса водоснабжения станции Инза общей площадью * квадратных метров протяженностью * км., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от * года.

Из указанного комплекса водоснабжения вода поступает жителям домов по ул. * в г. Инза.

Между ответчиком и жителями домов по ул. * заключены договоры на оказание услуг по отпуску питьевой воды.

Согласно п.6 Правил предоставления коммунальных услуг, гражданам, утвержденным Постановление Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., холодное водоснабжение – это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо в водоразборные колонки.

Согласно ст.4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работы, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Как установлено при рассмотрении настоящего дела ответчик предоставляет потребителям услуги по подаче холодной воды ненадлежащего качества.

Так, истцу неоднократно поступали жалобы на качество питьевой воды от жителей улиц * в г. Инза.

В ходе проведенной проверки из квартир жильцов отбирались пробы воды, в ходе исследования которых установлено, что вода не соответствует нормам СанПиНа.

* года пробы воды были взяты непосредственно из гидранта, находящегося в водопроводных сетях, принадлежащих ответчику.

Согласно протокола исследования воды №* от * года, исследование воды проводилось ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в Карсунском районе». В ходе исследования установлено, что пробы воды не соответствуют норме по цветности, мутности и содержанию железа.

По поручению суда * года были взяты повторные пробы воды из трех различных точек водопроводных сетей, принадлежащих ответчику. Согласно протоколов исследования воды, пробы не соответствуют норме по наличию в воде запаха.

Цветность, мутность и содержание железа в воде соответствуют норме, однако, по мнению суда данные показатели достигнуты искусственно в результате действий ответчика, который, зная о том, что * годы будут браться на исследования указанные пробы, в течение нескольких дней проводил промывание водопроводных сетей.

Так, свидетели Ш.Р.Н.., Ш.Н.В.. в судебном заседании показали, что проживают в доме №* по ул. *. В квартиры их дома поступает питьевая вода очень плохого качества – грязная, мутная, с запахом. В первой половине марта водопроводные сети на протяжении нескольких дней (3-5 дней) промывались водой их пожарных шлангов, после этого качество воды стало лучше на несколько дней, но затем опять ухудшилось. Непосредственно перед судебным заседанием качество воды опять стало относительно нормальным.

Свидетель А.Л.И. в судебном заседании показала, что проживает в доме №* по ул. * в г. Инза. Качество питьевой воды, подаваемой в их дом, неудовлетворительное, несмотря на то, что трубы в доме недавно заменили на новые. От дома до водопроводных сетей, принадлежащих ответчику расстояние небольшое – около 7 метров. В первой половине марта указанные сети промывались работниками железной дороги на протяжении нескольких дней.

Свидетель Е.ВИ. в судебном заседании показала, что проживает в доме №* по ул. *. Качество питьевой воды, подаваемой в дом, где она проживает, неудовлетворительное. В первой половине марта водопроводные сети около дома промывались работниками железной дороги на протяжении нескольких дней. При этом она видела, как приезжали начальники с НГЧ и говорили, чтобы воду промывали лучше, чтобы «анализ был хорошим». Также сети промывали непосредственно перед проведением судебного заседания. В результате промывок качество воды действительно улучшается, но ненадолго.

Таким образом, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области подлежат удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, при исследовании проб воды, отобранных * г. и * г. из водопроводных сетей ответчика, обнаружено несоответствие воды нормам СанПиНа.

Представителем ответчика Челмаевой Л.П. в суд представлено заключение Рузаевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», в соответствии с которым указанным центром было проведено исследование проб воды, также взятой * года из водопроводной сети ОАО «РЖД». Согласно указанному заключению, вода соответствует норме. Вместе с тем, по мнению суда, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку, как было указано выше, показатели качества воды в данном случае достигнуты искусственно, путем многодневного промывания водопроводных сетей.

Также представитель ответчика Челмаевой Л.П. в судебном заседании заявила, что промывка сетей была проведена в соответствии с требованиями ГОСТ.

Суд не может согласиться с указанной позицией, поскольку, в соответствии с п. 4.1.4 ГОСТ Р 51593-2000 «Вода питьевая. Отбор проб», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 21.04.200 №118-ст, при необходимости отбора проб из тупиковых участков трубопровода время слива застоявшейся воды может достигать 30 минут.

Однако, как было указано выше, промывка труб на участке, который при этом не является тупиковым, производилась в течение нескольких дней.

Также не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и наличие у ответчика заключения от * года Рузаевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», в соответствии с которым вода в сетях ОАО «РЖД» соответствует норме, поскольку, во-первых исследование воды проведено за несколько месяц до проверки ответчика органами Роспотребнадзора, а во вторых, как следует из заключения, пробы воды отбирались в несуществующих водоразборных колонках, что ставит под сомнение законность и объективность указанного заключения.

Согласно п.1 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении иска уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, предъявленного в защиту неопределенного круга лиц, суд обязывает правонарушителя довести в установленный срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.

Признать противоправными действия Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от * г., * г., выразившиеся в обеспечении услуг ненадлежащего качества по подаче холодного водоснабжения жителей улицы * в г. Инза Ульяновской области.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» прекратить нарушение прав потребителей путем подачи питьевой воды жителям улицы * в г. Инза Ульяновской области надлежащего качества.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей, то есть опубликовать его резолютивную часть в Инзенской районной газете «Вперед».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: