Дело №2-119/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 апреля 2012года г.Инза, районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М., при секретаре Зудилиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова С.М. к Администрации муниципального образования «Инзенский район», Управлению образования муниципального образования «Инзенский район» об обязанности включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилья, предоставлении ему субсидии на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л А: Чернов С.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Инзенский район», Управлению образования муниципального образования «Инзенский район» об обязывании включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилья и предоставлении ему субсидии на приобретение жилья. В обоснование требований указал, что он *** года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его родители – Ч.М.П. и Ч.Е.П. были лишены родительских прав. В отношении него была учреждена опека, опекуном назначена его родная тётя по линии матери С.В.П.. Впоследствии он был отправлен в детский дом ***. С 1988 года по 1990 год он находился в колонии для несовершеннолетних, освободился в 1990 году. По прибытию был прописан в ***. В 1991 году его осудили по приговору суда к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Во время нахождения его в местах лишения свободы вышеуказанную квартиру у него отобрали. По освобождению в 1996 году временно ему было предоставлено жильё по ***, и он был поставлен на очередь для предоставления квартиры. В 1997 году он вновь был осужден судом к 2 годам 6 месяцев лишения свободы. После освобождения в 1999 году проживал по адресу: ***. В том же году он был осужден к лишению свободы, однако по амнистии через месяц был освобождён. Далее в 2000 году его осудили на 11 лет 6 месяцев лишения свободы. Освободившись в 2011 году жилое помещение по *** было признано непригодным для постоянного проживания и опасно для жизни. Дом, где находится его квартира, провалился в землю, крыша ветхая, оконные рамы отсутствуют, потолок треснутый, стены обваливаются, воды и газа нет, полы сырые, кирпичи падают. Он обращался в Администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» с просьбой обследовать его жилое помещение. В результате обследования жильё было признано непригодным для проживания. Администрацией МО «Инзенское городское поселение» ему предлагалось жильё по адресу: ***, от которого он отказался. По состоянию своего здоровья (Вич – инфекция) ему необходимо жильё, где был бы газ и вода. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года он имеет право на получение по месту жительства вне очереди жилой площади. Данное право реализуется путём выделения субсидии на приобретение жилья. Место жительства отца ему неизвестно, Ч.Е.П. умерла ***. В судебном заседании Чернов С.М. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объёме, просит суд их удовлетворить. Считает, что ему как сироте, оставшемуся без родителей, должна быть выделена субсидия на приобретение жилья. Представитель ответчиков – Управления образования МО «Инзенский район», Администрации муниципального образования «Инзенский район» Воронцова Н.В., действующая на основании доверенностей, с исковыми требованиями Чернова С.М. не согласилась. В суде пояснила, что согласно действующему законодательству, в частности ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законом Ульяновской области от 06.05.2006 года №60 – ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством) на территории Ульяновской области» и Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 №1-П «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на территории Ульяновской области» утверждён порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории и определён механизм обеспечения их жилыми помещениями. В частности право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закреплённого жилого помещения на территории Ульяновской области. Право реализуется путём получения жилищного сертификата. Для получения сертификата лица указанной категории лично или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства необходимые документы. На учёт в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью ставятся граждане до достижения ими возраста 23 лет при предоставлении полного пакета документов, подтверждающие их право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Чернов С.М. был поставлен на первичный учёт несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, 24.08.1980 года. На учёте в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением не стоит. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением не имеет. Просит суд в удовлетворении исковых требований Чернову С.М. отказать. Определением судьи от 21.02.2012 года к участию по делу в качестве соответчиков были привлечены: Министерство образования Ульяновской области, Администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение». Представитель ответчика – Министерства образования Ульяновской области, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что согласно статьи 4 Закона Ульяновской области от 6 мая 2006г. №60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определённом главой 4 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, в компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей – сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. Права детей – сирот на внеочередное обеспечение жильём, изначально были установлены Постановлением ЦК КПСС и МС СССР от 31.07.1987г. №872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральным законом от 21 декабря 2006г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», права детей-сирот, на получение жилья были закреплены в статье 8. Статьёй 8 Закона №159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьёй 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На основании вышеизложенного, надлежащим ответчиком является муниципальное образование, в котором проживает истец. Представитель Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» извещённый своевременно и надлежащим образом о дне и часе рассмотрения дела в суд не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Рассмотрев материалы дела, заслушав истца, представителя ответчиков, суд приходит к следующему. Чернов С.М. родился *** в *** (свидетельство о рождении серии *** ***, выданным *** ***, ***). Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июня 1980 года мать истца - Ч.Е.П. была лишена родительских прав в отношении сына Чернова С.М., *** года рождения. Ребёнок был передан на воспитание С.В.П.. Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 29.10.1980 года отец истца – Ч.М.П. также был лишён родительских прав в отношении сына Чернова С.М.. Согласно решения Инзенского районного Совета народных депутатов Ульяновской области *** от 12.09.1985 года с С.В.П. были сняты обязанности опекуна в отношении несовершеннолетнего Чернова С.М., и он был помещён в Ивановский детский дом. Далее Чернов С.М. неоднократно привлекался к уголовной ответственности за совершённые им преступления. Так приговором Инзенского районного суда Ульяновской области от 28.02.1992 года Чернов С.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.144 ч.2 ч.3 УК РФ, с окончательным назначением наказания в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно – трудовой колонии строгого режима с конфискацией имущества и исчисления срока наказания с 23.07.1991 года. Согласно приговора Инзенского районного суда Ульяновской области от 23.05.1997года Чернов С.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.158 ч.2 п. «б» УК РФ и ему назначено наказание в 2 года 6 месяцев лишения свободы. Приговором того же суда от 13.11.1999 года Чернов С.М. осужден по ст.228 ч.1 УК РФ с назначением наказания в 1 год 6 месяцев лишения свободы. По приговору Инзенского районного суда Ульяновской области от 31.11.2000 года Чернов С.М. признан виновным в совершении преступления по ст.131 ч.2 п.п. «в,д», ст.ст.119,228 ч.1, 313 ч.1 УК РФ. Окончательно ему назначено наказание в 11 лет 06 месяцев лишения свободы с содержанием в исправительной колонии строгого режима. Истец Чернов С.М. просит суд обязать ответчиков, а именно Администрацию муниципального образования «Инзенский район», Управление образования муниципального образования «Инзенский район», включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилья и выделения ему субсидии на приобретение жилья. Вместе с тем Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст.1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В целях реализации Закона Ульяновской области от 06.05.2006г. №60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» Правительством Ульяновской области утверждён 15.01.2008года Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области (в ред. Постановления Правительства области от 13.10.2009г. №353-П). Настоящий порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путём выделения субсидии на приобретение жилья. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определённый перечень документов. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23 лет. Таким образом, Чернов С.М. вправе был реализовать свои права до достижения им возраста 23 лет. Истцом не было представлено доказательств того, что он состоял на учёте в качестве нуждающегося в получении жилья, также не представлено письменных доказательств его обращения в администрацию МО «Инзенский район» до достижения возраста 23 лет. В настоящее время истец утратил статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Следовательно, оснований для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а соответственно, и выдачи сертификата на приобретение жилья не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А: Исковые требования Чернова С.М. к Администрации муниципального образования «Инзенский район», Управлению образования муниципального образования «Инзенский район», Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение», Министерству образования Ульяновской области, об обязывании включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилья и выдачи сертификата на приобретение жилого помещения, оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья: