Дело №2-124/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 16 апреля 2012 года г. Инза районный суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю., с участием представителя ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» адвоката Дуниной И.Ю., представившей удостоверение номер 73/1003 и ордер №11 от 16 апреля 2012 года, при секретаре Климовской Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Водолазовой Л.И. к администрации Муниципального образования «Инзенское городское поселение», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» о понуждении произвести ремонт жилого многоквартирного дома, У С Т А Н О В И Л : Водолазова Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования «Инзенское городское поселение» о понуждении произвести ремонт жилого многоквартирного дома. Судом в качестве соответчика по делу привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление». В исковом заявлении указала, что является собственницей квартиры №* многоквартирного жилого дома по адресу г. Инза, ул. *. Дом построен в 1972 году. С этого времени капитальный ремонт дома не проводился. На многократные письменные обращения в администрацию города ответов получено не было. В 2009 году был проведен сход граждан, на котором работники администрации пообещали включить дом в список домов, подлежащих ремонту, однако до настоящего времени ремонт не произведен, дом в указанный список не включен. Просила суд обязать ответчика произвести ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Инза, ул. *, а именно: произвести капитальный ремонт кровли и дымовых вентиляционных каналов, заменить входные двери в подъезды дома. В судебном заседании истица Водолазова Л.И. доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме, пояснив, что крыша дома протекает на протяжении 20 лет. Исковые требования уточнила, кроме требований, изложенных в иске, просила суд обязать ответчиков отремонтировать крыши помещений при входе в подвал дома. Указанные помещения находятся в боковой части дома, по одному с каждой стороны. Подвал приспособлен для хранения овощей в зимний период, у каждого жильца имеется свое помещение в подвале для этих целей. Указанные входные помещения существуют изначально, с момента постройки дома. Она пользуется входом в подвал, расположенным около подъезда №3. Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Дунина И.Ю. с заявленными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме и по делу пояснила, что согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы к капитальному ремонту отнесены работы по ремонту кровли многоквартирного дома и дымовентиляционных каналов, кровли помещений при входе в подвал дома. Капитальный ремонт многоквартирного дома означает проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов (в том числе по их восстановлению или замене) общего имущества собственников помещений для улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт кровли - это часть работ, выполняемых при капитальном ремонте крыши. Крыша многоквартирного дома, входы в подвал в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. По статье 154 ЖК РФ капремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилфонда. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на его капремонт принимается с учетом предложений управляющей организации о необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования и сроке начала ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику к нему же переходит и обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капремонт многоквартирного дома (ст. 154 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, в соответствии со статьей 154 ЖК РФ капремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, то есть за счет собственников квартир. В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования (п.21). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Разъясняя ст. 16 названного Закона путем системного толкования правовой нормы совместно со ст. 158 Жилищного кодекса РФ ст. 210 Гражданского кодекса РФ, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 г. указал, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме до момента исполнения, если на момент приватизации дом требовал капитального ремонта. Истицей не представлено доказательств того, что на момент приватизации ею квартиры (2006 год) кровля дома и дымовентканалы нуждались в капитальном ремонте. Выводы экспертизы в данной части носят вероятный характер и ничем не подтверждены. Иные квартиры в доме приватизированы много раньше - 1996-1998 годы. На эту дату дом не нуждался в капитальном ремонте, поскольку на 1992 год износ его конструктивных элементов составлял 20%, что усматривается из акта инвентаризации. К вопросам местного значения поселений с момента принятия базового закона о местном самоуправлении дополнительно отнесено 15 вопросов. В этот перечень осуществление капитального ремонта жилого фонда не входит. Статьей 14-1 131-ФЭ предусмотрено право, а не обязанность местного самоуправления участвовать в финансировании и софинансировании капитального ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 года. Следует отметить, что ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года №1541-1 не возложила на муниципальные образования новых обязательств. Муниципальное образование не обязано согласно своим полномочиям производить капитальный ремонт жилищного фонда. Бюджетный Кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих особенности осуществления бюджетного процесса в условиях недостаточности финансовых ресурсов. Представитель ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» Рамазанов О.Р. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что поскольку, согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы необходимо проведения капитального ремонта дома, представляемая им организация является ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель третьего лица – государственной жилищной инспекции Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему. Согласно материалов дела, жилой дом №* по ул. * в г. Инза Ульяновской области включен в реестр муниципального имущества МО «Инзенское городское поселение», что подтверждается выпиской из указанного реестра, представленной комитетом по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО «Инзенское городское поселение». Общее количество квартир в доме – 22, год ввода дома в эксплуатацию – 1972 г. Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы: 1) В кровле жилого дома по адресу: г. Инза, ул. * имеются следующие дефекты: отколы и трещины на асбестоцементных листах, отсутствие части коньковых досок, следы массовых протечек. Примерный состав ремонтных работ по приведению кровли жилого дома № * в соответствии со строительными нормами и правилами: Смена части стропильных ног и подкосов, частичная смена рядовой обрешетки. Замена покрытия кровли. В дымовых вентиляционных каналах жилого дома по адресу: г. Инза, ул. * имеются следующие дефекты: местами разрушение кладки каналов, трещины в кладке, разрушение кирпичей, отслоение наружного слоя кирпичей. Дымовентканалы находящиеся на чердаке и над кровлей жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. * нуждаются в проведении ремонта. Примерный состав ремонтных работ: Разборка стен дымовентканалов, кладка кирпичных стен дымовентканалов. Причины возникновения дефектов в кровле и дымовентканалах — естественный физический износ конструкций с течением времени. Все вышеуказанные работы относятся к капитальному ремонту. В 2006г в результате естественного физического износа, вероятнее всего требовался капитальный ремонт кровли и дымовентканалов жилого дома № * по ул. * в г. Инза. 2) Крыша входа в подвал дома около третьего подъезда жилого дома № * в г. Инза имеет следующие дефекты: поражение гнилью и разрушение деревянной балки и досок обрешетки, наличие дополнительной временной подпорка, сильная ржавчина на поверхности металлических листов кровли. Примерный состав ремонтных работ по приведению крыши над входом в подвал около третьего подъезда жилого дома в соответствии со строительными нормами и правилами: Смена деревянных балок и частичная смена рядовой обрешетки. Замена покрытия кровли. Все вышеуказанные работы относятся к капитальному ремонту. В 2006г в результате естественного физического износа, вероятнее всего требовался капитальный ремонт кровли над входом в подвал около третьего подъезда жилого дома № * в г. Инза. 3) В жилом доме № * в г.Инза имеются три подъезда. Деревянные двери подъезда № * имеют следующие дефекты: небольшие сколы, трещины и потёртости. На дверном полотне 2 подъезда имеются трещины, следы ремонта. Деревянные двери подъезда № * находятся в удовлетворительном состоянии, поэтому их замена не требуется. Деревянные двери подъезда № * требуют проведения текущего ремонта, и соответственно в 2006г не требовался капитальный ремонт входных дверей. Двери подъезда № * недавно были заменены на новые металлические. Также из заключения экспертизы следует, что кровля дома выполнена из асбестоцементных волнистых листов (шифера), крыша над входами в подвал – из металлических листов, дымовые вентиляционные каналы – из керамического кирпича. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотрам и т.п. В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть1). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (часть 3 ст. 158 ЖК РФ). Согласно ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Обязанность по проведению капитального ремонта в силу вышеприведённой нормы закона сохраняется за бывшим наймодателем после приватизации жилого помещения в доме, если до передачи жилого помещения в собственность гражданина жилое помещение нуждалось в капитальном ремонте. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда. Муниципальной собственностью в соответствии со ст. 215 ч. 1 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, истица приватизировала квартиру №* в доме №* 6 февраля 2006 года. В соответствии с Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (приложение 3), продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия крыш из асбестоцементных листов и волнистого шифера составляет 30 лет (т.е. до 2002 года), каменной облегченной кладки из кирпича – 30 лет. В соответствии с приложением 3 указанного Приказа Госкомархитектуры, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта покрытия кровли из металлических листов составляет от 10 до 15 лет. При таких обстоятельствах, принимая также во внимание заключение экспертизы, судья приходит к выводу, что довод представителя ответчика о том, что суду не представлено доказательств того, что на момент приватизации истицей жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, является необоснованным. Таким образом, исковые требования истицы о возложении на администрацию МО «Инзенское городское поселение» обязанности по проведению капитального ремонта кровли дома и дымовых вентиляционных каналов подлежат удовлетворению. Требования Водолазовой Л.И. о возложении на органы муниципалитета обязанности произвести капитальный ремонт кровли помещений при входе в подвал дома, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно поэтажного плана от 3 октября 1972 года, в доме №* в г. Инза имеются два помещения при входе в подвал. Следовательно указанные помещения были предусмотрены проектом дома. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, истица пользуется одним из указанных помещений – находящимся у подъезда №*. На основании изложенного суд удовлетворяет требования Водолазовой Л.И. и возлагает на органы муниципалитета обязанность по проведению ремонта именно этого помещения. Исковые требования истицы о замене входных дверей в подъездах дома также подлежат удовлетворению в части. Как следует из материалов дела, Водолазова Л.И. проживает в подъезде №*. Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, замена двери в указанный подъезд не требуется, требуется проведение текущего ремонта двери. Обязанность по проведению текущего ремонта лежит на управляющей компании – ООО «ЖЭУ». Таким образом, обязанность по проведению ремонта двери суд возлагает на указанную организацию. При распределении обязанности по возмещению по настоящему делу судебных издержек суд исходит из объема возложенных на ответчиков обязанностей и принимает во внимание, что проведение основанной массы работ возлагается на администрацию МО «Инзенское городское поселение». Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с муниципалитета судебные издержки в размере 95 %, с ООО «ЖЭУ» - в размере 5%. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л : Исковые требования Водолазовой Л.И. к администрации Муниципального образования «Инзенское городское поселение», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» о понуждении произвести ремонт жилого многоквартирного дома, удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования «Инзенское городское поселение» произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома №* в Инза Ульяновской области, а именно: кровли дома: смену части стропильных ног и подкосов, частичную смену рядовой обрешетки, замену покрытия кровли; дымовых вентиляционных каналов: разборку стен дымовентканалов, кладку кирпичных стен дымовентканалов; крыши помещения при входе в подвал около третьего подъезда дома: смену деревянных балок и частичную смену рядовой обрешетки, замену покрытия кровли. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» произвести ремонт входной двери в подъезд №* многоквартирного жилого дома * в г. Инза Ульяновской области в части ликвидации сколов, трещин и потертостей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Водолазовой Л.И. отказать. Взыскать с администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в пользу Закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» издержки по проведению по делу судебной строительно-технической экспертизы в размере * рублей. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» в пользу Закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» издержки по проведению по делу судебной строительно-технической экспертизы в размере * рублей. Взыскать с администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в пользу Водолазовой Л.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере * рублей. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» в пользу Водолазовой Л.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 (десяти) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: