Об обязании ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора; иск удовлетворен.



Дело №2-225/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

2 мая 2012 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора,

у с т а н о в и л :

Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную между жилыми домами №... и №... по переулку ... в г. Инза.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные полномочия предусмотрены п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Кроме того, согласно ч.1 ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

На основании ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно- бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных, предприятий торговли, общественного питания и культурно- бытового назначения; уличного мусора и снега и других бытовых отходов, скапливающих на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Объектами очистки являются: территории домовладения, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.

Срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно- эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Так, в нарушение требований закона в г. Инза с начала октября 2011 года и по настоящее время в переулке ..., между домами № ... и №... имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы и мусор размещаются прямо на земле.

Какой-либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется.

Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в т.ч. числе жилой зоны.

Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс.

Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно- эпидемиологической обстановки в г. Инза.

Подобные нарушения законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.

Неисполнение администрацией муниципального образования «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В судебном заседании помощник прокурора Никишина И.М. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» Дунина И.Ю., действующая на основании ордера №18 от 2 мая 2012 года, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив, что ранее судом принималось решение о ликвидации данной свалки. Решение суда было исполнено. Однако жители близлежащих домов продолжают выбрасывать мусор, образуя свалку бытовых отходов. В настоящее время свалка не убрана, контейнеры для сбора мусора отсутствуют. Полагает, что уборку должны производить жители близлежащих домов. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенское городское поселение», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18).

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организованы.

В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора между домами №... и №... по переулку ....

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фототаблицей.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Бытовые отходы и мусор размещены прямо на земле. Какой- либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется.

Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в т.ч. жилой зоны.

Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс.

Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно- эпидемиологической обстановки в г. Инза.

Неисполнение администрацией МО «Инзенское городское поселение» требований, установленных законодательством, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать интересам Российской Федерации и неопределенного круга граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенское городское поселение», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора.

Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную между домами №... и №... по переулку ... в г.Инза.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: