О возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора; иск удовлетворен.



Дело №2-291/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 июня 2012 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

с участием помощника прокурора Инзенского района Никишина И.М.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» адвоката Дуниной И.Ю., представившей удостоверение №73/1003 и ордер №28 от 15 июня 2012 года,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инзенского района в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора,

у с т а н о в и л :

Прокурор Инзенского района обратился в суд с иском в защиту государственных экологических интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Инзенское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную напротив ......... между домами ........ и ........ по ......... в г. Инза.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение», выявлены нарушения при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные полномочия предусмотрены п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

На основании ст. 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и снега и других бытовых отходов, скапливающих на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Объектами очистки являются: территория домовладения - уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.

Срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Так, в нарушение требований закона в г. Инза с начала апреля 2012 года и по настоящее время напротив ......... между домами №........ и ... по ......... имеется стихийно возникшая несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы размещаются прямо на земле.

Какой-либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется.

Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в т.ч. жилой зоны.

Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс.

Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно- эпидемиологической обстановки в г. Инза.

В судебном заседании прокурор Никишин И.М. исковые требования уточнил. Просил суд обязать ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной напротив ......... между домами ........ и ........ по ......... в ..........

Представитель ответчика – администрации МО «Инзенское городское поселение» - адвокат Дунина И.Ю., в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив, что свалка находится на месте сгоревшего дома, следовательно, ранее у земельного участка имелись собственники. Территория домовладения не признана в установленном законом порядке бесхозяйным имуществом.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенское городское поселение», суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Инзенское городское поселение» (статья 8 п. 18).

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Инзенское городское поселение» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организованы.

В результате указанных нарушений на территории г.Инза стихийно образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора напротив ......... между домами ........ и ........ по ..........

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, фототаблицей.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Бытовые отходы и мусор размещены прямо на земле. Какой- либо специальной тары для складирования бытовых отходов и мусора не имеется.

Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц города, в т.ч. жилой зоны.

Кроме того, свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также крыс.

Данные обстоятельства могут привести к обострению санитарно- эпидемиологической обстановки в г. Инза.

Согласно сведений, представленных Инзенским филиалом УОГУП БТИ, собственниками жилого дома по адресу: ......... являются Ш. А. Г. и К. В. Г. на основании свидетельства о праве на наследство ........ от 9 сентября 1965 года. Сведения о собственниках земельного участка в архиве БТИ отсутствуют.

Согласно сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, данные о собственниках земельного участка и дома по адресу : ......... отсутствуют.

В соответствии со справкой, представленной Отделением надзорной деятельности по Инзенскому району, факт пожара в домохозяйстве Ш. А. Г. зарегистрирован 15 декабря 1990 года.

Согласно сведений, представленных УФМС России по Ульяновской области, Ш. А. Г., К. В. Г. на территории ......... не зарегистрированы.

Помощником прокурора Инзенского района Никишиным И.М. представлено объяснение, отобранное у О. Г. М., проживающего по адресу: ........., из которого следует, что на момент пожара в домовладении по ......... Ш. А. Г. находилась в .......... Со слов соседей ему известно, что Ш. А. Г. в настоящее время нет в живых, в каком году она умерла, ему неизвестно. К. В. Г. умер еще до пожара.

Таким образом, учитывая, что сведений о правообладателях земельного участка по адресу: ......... на момент рассмотрения дела в суде не имеется, земельный участок является заброшенным на протяжении более двух десятков лет, суд приходит к выводу, что обязанность по организации ликвидации свалки по указанному адресу лежит на администрации МО «Инзенское городское поселение».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Инзенское городское поселение» организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной напротив ......... между домами ........ и ........ по ......... в г. Инза Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: